Трудно нажиться на птичьем гриппе


Угроза распространения птичьего гриппа особенно больно ударила по мясной промышленности в первые два месяца нового года. По словам президента Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, в период с конца авгуcта по февраль спрос на мясо и яйца кур снизился в среднем на 13%. В компании Meatland L&D, которая занимается импортом и дистрибуцией мяса, с декабря по март объемы продаж импортной курицы упали на 15%, а отечественной – на 30% (в некоторых торговых сетях в два раза). В сети магазинов “Перекресток” в период с конца октября по начало ноября отметили 12–15%-ный спад продаж, но сейчас, по словам директора по коммуникациям Александра Бархатова, спрос вернулся к обычному уровню.

“Наконец-то люди поняли, что никакой реальной угрозы распространения птичьего гриппа не существует”, – говорит Юшин. “Видимо, организм русского человека не так-то просто сломить”, – шутит Бархатов. Улучшения ситуации в ближайшие два-три месяца ждут и в компании Meatland L&D. Прирост спроса на куриную продукцию составит 10%, прогнозирует гендиректор компании Дмитрий Гордеев.

Оптимизм предпринимателей питает рост цен на говядину и свинину. Если сегодня красное мясо в столичных супермаркетах стоит 200 руб./кг, то курица в два раза дешевле – 80–90 руб./кг. Такая разница, говорит Юшин, побуждает людей не только с низким, но и со средним уровнем доходов изменять свои предпочтения. Выросший спрос на мясо курицы со стороны розничных сетей и мясоперерабатывающих комбинатов стимулирует и рост оптовых цен на этот продукт. Так, в компании “Кромэкспо-Н” (крупный поставщик аргентинского мяса) за последние три недели они поднялись на 33% – с 30 руб./кг до 40 руб./кг, а спрос на мясо курицы со стороны оптовиков за минувшую неделю вырос, по словам гендиректора компании Зары Толстенковой, на 50%. Первые дни нового года оказались непростым испытанием и для туристической индустрии. Туроператоры, впервые поставившие в этом году чартерный рейс на горнолыжный курорт Турции Паландокен, вынуждены были констатировать, что во второй половине января спрос на путевки в этом направлении снизился на 30–40%. “Паландокен – доступный недалекий курорт, который мог бы хорошо раскрутиться, но из-за начавшейся истерии в СМИ сезон фактически был сорван”, – сокрушается Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. “Тем более обидно, что тот, кто, никого не слушая, все же туда съездил, хорошо отдохнул”, – добавляет она.

В отличие от туроператоров и поставщиков куриного мяса фармацевтические фирмы не склонны недооценивать угрозу распространения птичьего гриппа. Сегодня они активно предлагают надежные, с их точки зрения, средства для профилактики и лечения инфекции. По данным Reuters, прибыль фармацевтического подразделения швейцарской компании Roche Holding AG только за прошлый год выросла на 25%, достигнув 27,268 млрд франков. Это во многом произошло благодаря продажам лекарственного препарата против гриппа (в том числе птичьего) тамифлю (Tamiflu). По данным московского бюро Roche, сегодня более 35 стран мира закупили “стратегический запас” препарата в объемах от 300 000 до полутора миллионов доз. В России решили пойти своим путем, и четыре года назад – еще до того, как об угрозе узнало человечество, – НПО “Фармаклон” совместно с НИИ гриппа РАМН в Санкт-Петербурге приступили к созданию своего стратегического лекарства. На разработку “терапевтических медпрепаратов широкого спектра действия, в том числе против птичьего гриппа” Минобрнауки предоставило институту грант на сумму 10 млн руб.

Созданный по данной программе препарат ингарон был рекомендован Минздравом в качестве “антигриппозного”, но в рекламной кампании, развернутой с начала 2006 г., он фигурирует именно как средство профилактики и лечения птичьего гриппа. По словам одного из его разработчиков – академика Олега Киселева, на самом деле лекарство представляет собою иммуномодулятор, который может быть эффективен в целом ряде случаев, включая онкологию. Однако по части “птичьего гриппа”, по мнению Киселева, он “гораздо эффективнее и не имеет тех вредных побочных эффектов, которыми обладает швейцарский препарат”.

В начале 2006 г. ингарон поступил в сети аптек Москвы. Одновременно была развернута рекламная кампания, включающая ТВ, наружную рекламу и рекламу в прессе. Пресс-секретарь компании “Фармаклон” Юлия Трегубова отказалась называть затраты. Эксперты из агентства маркетинговых исследований Magram Market Research оценили ее в $3–4 млн. “Учитывая тот факт, что с помощью активной рекламы создается ажиотажный спрос на препарат, которого еще нет в широкой продаже, складские запасы будут быстро раскуплены, а срок окупаемости вложений может составить от полугода до года”, – говорит президент агентства Марина Малыхина. Другой представитель “Фармаклона” – Софья Чмух опровергла подобные цифры, сказав, что “рекламная кампания практически еще не начиналась”, а использование площадей “АиФ”, уличной рекламы в Москве и рекламы на “Метео-ТВ” (НТВ) она оценивает менее чем в полмиллиона долларов. Реклама на “Метео-ТВ” обошлась с 85% скидкой, “учитывая важность препарата”, говорит она.

“Рекламные кампании, подкрепленные ажиотажным муссированием темы в СМИ, обычно раза в полтора эффективней обычных, – говорит Софья Каджаева, консультант отдела фармацевтических исследований компании “GFK-Русь”. – Это касается прежде всего противопростудных препаратов во время эпидемии гриппа”. Однако в эффективности рекламы ингарона она усомнилась. С ней согласен Михаил Рюмин, исполнительный директор консалтинговой компании “Дымшиц и партнеры”: “Реклама на телевидении короче 15 секунд не фиксируется в памяти зрителя”. “На сегодняшний день препарат ингарон представлен в аптеках Москвы раз в 20 хуже швейцарского тамифлю, – отмечает Олег Фельдман, гендиректор исследовательской компании “Комкон-фарма”. – Я сомневаюсь, что ингарон сейчас пользуется большим спросом – он не дешевле тамифлю, к тому же швейцарским лекарствам у нас давно принято доверять”.

Экспресс-опрос аптек города, проведенный “Ведомостями”, практически подтвердил предположения экспертов. К примеру, москвичи в каждой из аптек сети “Самсон” в среднем приобретают две упаковки тамифлю ежедневно, а ингарон пользуется гораздо меньшим спросом. “Все просто, – говорит администратор аптеки “Самсон в Сокольниках”, просившая не публиковать ее имя. – Врачи не выписывают ингарон, вот и не берет никто”.

Один из крупнейших дистрибуторов лекарств – “СИА Интернейшнл” (оборот – $0,5 млрд) даже не включила ингарон в свой прайс-лист. “Люди из “Фармакона” приходили к нам дважды, – поясняет топ-менеджер компании, пожелавший остаться неназванным. – Мы им сказали, что не верим в успех препарата ни от птичьего, ни от волчьего, ни от рыбьего гриппа. Поэтому и не включили его в свою программу”. Теперь, говорит он, спустя месяц после начала рекламной кампании, “ни одна, даже самая завалящая аптекочка” заявку на ингарон не присылала.