Наперекор реформе


В ходе энергореформы все региональные энергосистемы делятся по видам бизнеса на генерацию, сбыт и сети. Первые два вида должны стать конкурентными, а сети – остаться регулируемым бизнесом. Эта судьба постигла и “Ленэнерго”. Сейчас под этим брендом работает сетевая компания, генерирующие активы переданы в ТГК-1, а сбыт сосредоточен в Петербургской сбытовой компании (ПСК).

Губернатор Валентина Матвиенко неоднократно упрекала энергетиков в нежелании вкладывать деньги в развитие энергосистемы. В субботу она заявила, что была допущена крупная ошибка, когда распределительные и внутриквартальные сети, которые во всем мире принадлежат муниципальным органам власти, были отданы частной компании. “Сейчас мы ищем варианты, как можно исправить эту ситуацию”, – заявила Матвиенко.

В этом году Смольный начал борьбу за распределительные сети “Ленэнерго”. Город ведет переговоры с РАО о совместном предприятии по управлению сетями, требуя себе не менее 51%. А теперь чиновники добиваются еще и права продавать электроэнергию (60% ПСК продает коммунальному сектору). В апреле городское правительство предложило председателю правления РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу передать пакет энергохолдинга в Петербургской сбытовой компании в управление городу, рассказал “Ведомостям” председатель комитета по энергетике петербургской администрации Александр Бобров. “Сбытовая компания после отделения от “Ленэнерго” осталась без активов, что породило ряд финансовых проблем у нее”, – сказал Бобров, но проблемы не назвал.

РАО ЕЭС получило предложение питерских чиновников, подтвердила руководитель департамента по работе со СМИ энергохолдинга Марита Нагога. К осени энергохолдинг планирует разработать концепцию управления региональными сбытами, после чего и рассмотрит предложение Смольного. Возможно, часть сбытов будет продана, а часть передана в управление, в том числе местным администрациям, говорит Нагога, напоминая, что законы о реформировании электроэнергетики запрещают совмещать монопольные и рыночные виды бизнеса. А Смольный хочет управлять и монопольными сетями, и рыночным сбытом. Нужно проверить, возможен ли такой вариант. Эти сомнения высказывают и в ТГК-1. Обосновать совмещение наверняка можно, уверен чиновник профильного ведомства, но оно неправильно: “Пусть администрация занимается своими делами, а энергоактивами управляют профессионалы”.

“Мы пока не видим никаких системных планов Смольного по управлению ПСК”, – отмечает заместитель гендиректора ПСК Александр Меркулов, отрицая какие-либо финансовые затруднения у компании после отделения от “Ленэнерго”. А источник, знакомый с позицией Fortum, говорит, что финны выступят против участия в управлении сбытом чиновников, которые “не заинтересованы в развитии компании и преследуют только краткосрочные цели”.

Желание петербургских властей получить одновременно сети и сбыт логично, считает аналитик ИК “Проспект” Алексей Соловьев: “Это взаимосвязанные структуры, которые позволяют полностью контролировать городскую электроэнергетику”. Сбыт является привлекательным активом, поскольку через него проходит денежный поток от всех городских абонентов. Однако, по его мнению, петербургским властям придется выбирать – или сбыт, или сети. “Один орган не может заниматься одновременно тарифным регулированием, передачей энергии по сетям и ее сбытом. Это противоречит законам о реформе”, – резюмирует эксперт.