Год не лучше прежнего


За последние три месяца опрашиваемые “Ведомостями” экономисты понизили прогноз роста промышленности на 0,4 процентного пункта, а инвестиций – на 0,9 п. п. А прогноз потребительской инфляции вырос на 0,7 п. п. Зато прогноз экспорта вырос на $11,5 млрд, и оценка роста ВВП не пострадала, снизившись всего на 0,1 п. п. – до 6,1%. В итоге результаты этого года будут мало отличаться от прошлогодних, полагают аналитики (см. таблицу).

В апреле экономика росла быстрее, чем в первые месяцы года, но примерно на уровне мартовских показателей. Только в конце I квартала “экономика вспомнила, что есть такое понятие как рост”, констатирует экономист Челиндбанка Дмитрий Панов. Начавшееся в марте ускорение роста экономики продолжится и в апреле, предполагает экономист HSBC Александр Морозов, а “залог этого – резкое увеличение цен на нефть”. К тому же компании стремятся компенсировать понесенные в январе – феврале потери, добавляет экономист МДМ-банка Питер Уэстин. Но слабые результаты промышленности в начале года мешают более оптимистично смотреть на его итоги, отмечает Панов.

Менеджеры промышленных предприятий сообщили Институту экономики переходного периода, что в апреле объемы продаж значительно выросли, загрузка мощностей сохраняется на очень высоком уровне, а обеспеченность заказами достигла максимума за 12 лет.

Наряду с ценами на экспортные товары растут и физические объемы экспорта. Морозов ожидает, что накануне июньского повышения экспортной пошлины на нефть до $199,8/т нефтяники продолжат наращивать объемы добычи и вывоза сырья. А в апреле добыча выросла, по данным ЦДУ ТЭК, на 3,2%.

Темп роста цен продолжает снижаться, и у правительства появляется реальный шанс достичь годового уровня инфляции ниже 10%, полагает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Так что советы экономистов о необходимости повысить курс рубля до 26 руб./$1 для успешной борьбы с ценами “можно пока проигнорировать”, иронизирует Николай Кащеев из Внешторгбанка.

Но уже в мае эксперты ожидают новый виток инфляции. “Дума распределит дополнительные доходы, что приведет к росту расходов на 300–400 млрд руб. и усилению инфляционного давления”, – считает Юлия Цепляева из ING Bank. А успехи правительства в борьбе с инфляцией позволят ему “в большей степени сконцентрироваться на вопросах поддержки экономики”, полагает экономист Raiffeisenbank Станислав Пономаренко.