Госинвестиции распределят депутаты


Правительство тратит на инвестиции немалые деньги. В 2006 г. федеральный бюджет вложит в различные объекты почти 700 млрд руб. Из них 363,6 млрд руб. пройдет через 50 федеральных целевых программ (ФЦП), а 318,9 млрд руб. – через федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП). Но эти деньги часто оказываются выброшенными на ветер: по данным Минфина, ФАИП реализуются лишь на 20–30%, а “незавершенка” все время растет – число замороженных объектов уже приближается к 6000. К тому же наращивание госрасходов мешает бороться с инфляцией. Чтобы прекратить разбазаривание казны, Минфин написал поправки в Бюджетный кодекс, которые должны в корне изменить процесс планирования госинвестиций и контроля за их исполнением.

Сейчас Госдума утверждает только общую сумму расходов на ФЦП и ФАИП, а конкретные объекты отбирает Минэкономразвития по специальным критериям. Минфин предлагает раскрыть в каждом из разделов бюджета (например, “Дорожное строительство”) полный список объектов, стоимость которых превышает 10 млн руб. Каждому объекту должен быть присвоен код в бюджетной классификации, а деньги на строительство передаются министерству, на которое возлагается ответственность за ввод. Если стоимость объекта больше 1 млрд руб., он включается в бюджет отдельной строкой. Это повысит “эффективность и прозрачность управления общественными финансами”, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Таким образом депутаты получат возможность принимать решения о большей части объектов госинвестиций: чиновник Белого дома подсчитал, что в 2005 г. из 3400 государственных строек 1710 стоили бюджету от 10 млн руб. до 1 млрд руб., а объектов, куда вложено свыше 1 млрд руб., было 37. В этом году МЭРТ оставил в списке 2800 объектов, из них в первую категорию попало 1730 строек, а во вторую – 40.

Отсюда один шаг до ситуации 90-х гг., когда правительство было вынуждено торговаться с депутатами, которые ставили условием прохождения бюджета увеличение инвестрасходов и включение “своих” котельных, водозаборов, больниц, опасается руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. Дума утверждала список инвестобъектов с 1995 по 2002 г., напоминает бывший зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов. По его словам, правительственный перечень перекраивался поправками наиболее влиятельных фракций, групп и отдельных депутатов. Но на стадии исполнения бюджета “от трети до половины депутатских объектов де-факто не финансировалось, скажем, из-за отсутствия проектно-сметной документации”, вспоминает он. Чтобы правительство могло оперативно маневрировать списком объектов и перебрасывать деньги с одного на другой, с 2003 г. депутатам оставили лишь одобрение общей суммы инвестиций по разделам бюджета.

Если вернуться к прежнему порядку, то у Думы вряд ли хватит экспертного потенциала, чтобы оценить сотни инвестиционных объектов, полагает замминистра экономразвития Андрей Белоусов. Депутат Валерий Гальченко возражает, что депутаты в силах оценивать не только федеральные, но даже и муниципальные стройки. А замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев опасается, что многие министерства откажутся предлагать уникальные, но небольшие по расходам проекты. И инвестиции сдвинутся в сторону крупных объектов, “которые не всегда экономически оправданны, но всегда интересны лоббистам”.

Руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров сообщил, что законопроект разослан в другие ведомства на согласование, а через две-три недели будет внесен в правительство. Но убедить правительство Минфину будет непросто. “Выдергивая объекты из ФАИП, Минфин тащит одеяло на себя”, – считает чиновник Белого дома. Ведь министерствам придется согласовывать бюджетные лимиты фактически с ним, а не с Минэкономразвития. “Поправки могут превратить Минфин в правительство”, – соглашается кремлевский чиновник.