Хороший доход на плохих долгах


Согласно “Глобальному докладу о просроченных кредитах”, опубликованному вчера Ernst & Young, большинство из 20 проанализированных стран сократили объем старых просроченных кредитов, выданных до азиатского финансового кризиса 1997 г. Остается в прошлом и наследие кризисов конца 1990-х – начала 2000-х гг.: в Таиланде доля просрочки в общем объеме кредитного портфеля сократилась с 47,7% в мае 1999 г. до 9,9% в сентябре 2005 г. Одним из главных способов чистки баланса становится продажа плохих кредитов. “Из отдельных региональных операций торговля долгами оформилась в полноценный, зрелый глобальный рынок”, – считают эксперты Ernst & Young, оценивая его объем в $4 трлн.

Исключением Ernst & Young называет Китай. Если в 2002 г. компания оценивала просрочку в $480 млрд, то сейчас – в $911 млрд; это больше, чем валютные резервы Китая, составляющие $875 млрд. По оценке UBS, в результате активной кредитной политики только в 2002–2004 гг. ведущие банки могли накопить плохих кредитов на $225 млрд.

Огромный объем просроченных кредитов представляет угрозу для банковского сектора страны, тем более что бум на рынке недвижимости наверняка приведет к появлению новых плохих кредитов. Вместе с тем, отмечают в Ernst & Young, Китай активизирует торговлю просроченными кредитами. Фил Гроувз, основатель и президент инвесткомпании DAC Management, имеющей офисы в Пекине, Гонконге и Чикаго, уже пять лет выкупает в Китае просроченные кредиты и недвижимость, владельцы которой не смогли расплатиться по долгам. Одна из главных проблем, по его словам, – выяснить, кому же в реальности принадлежит собственность. Партнер Ernst & Young в Пекине Джек Родман добавляет к этому запутанность местного законодательства.

В России доля просрочки в совокупном объеме выданных кредитов пока одна из самых низких (1,4%): по данным ЦБ на конец 2005 г., она составляла 83,6 млрд руб. при выданных кредитах в 5,9 трлн руб. “Но если экономический рост замедлится и конкуренция за платежеспособных заемщиков возрастет, это может ударить по российским банкам”, – предостерегают в Ernst & Young. Активизация иностранных банков окажет давление на менее крупные и подготовленные местные банки.

“В I квартале прирост просроченной задолженности по всем видам кредитов заметно опережал увеличение объемов выданных кредитов”, – отмечается в отчете Центра развития. При этом в секторе потребительского кредитования она достигла 2,5%; если же соотнести ее с объемом кредитов, выданных год назад (ведь просроченная задолженность возникает не сразу), будет уже 4,5%; без учета Сбербанка эти показатели составляют 3,8% и 7,5% соответственно. Тенденция сохранится, считают в Центре развития, ведь в борьбе за клиентов банки уделяют меньше времени оценке заемщиков и кредитуют все менее обеспеченных людей. Из-за этого через 2–3 года банковская система может столкнуться с кризисом, вызванным низким качеством кредитов населению.

Банки еще только учатся избавляться от плохих кредитов. “Рынка выкупа просроченной задолженности физлиц сейчас просто нет, – говорит гендиректор коллекторского агентства “Секвойя Кредит Консолидейшн” Елена Докучаева. – У некоторых банков уже появилось желание продать такую задолженность. Наша компания провела несколько таких сделок с небольшими портфелями; можно назвать это подготовкой”.

Примером успешного избавления от просрочки может служить Корея, где ее доля сократилась с 8% в 2000 г. до 1,6% в июне 2005 г. В 1997–2002 гг. государственная Korean Asset Management Corporation выкупила у банков за $38,1 млрд коммерческие кредиты стоимостью $106,4 млрд, а затем продала их инвесторам, в основном иностранным банкам и фондам, за $73,1 млрд. Сразу после этого лопнул пузырь на рынке кредитных карт. Потребительскую просрочку охотно скупили местные инвесторы – ссудо-сберегательные кассы, коллекторские агентства и небольшие компании по реструктуризации долгов.

Крупнейшим рынком по торговле просроченными кредитами Ernst & Young называет Германию: с конца 2003 г. там было проведено 32 сделки с такими долгами на $300 млрд по номиналу. В Германии такие кредиты можно купить за 45–70% от номинала, в Японии – за 30–40%, в Индии – за 10–40%, в Корее – за 8–65%.