Жизнь на продажу


Продажа полисов по страхованию жизни инвесторам стала относительно распространенным явлением в 90-е гг. Тогда этим пользовались в основном больные СПИДом и другие безнадежные больные, которым приходилось оплачивать огромные счета за лечение. Но теперь это явление приобретает совсем другой масштаб: все больше жителей США – преимущественно пожилых, но при этом далеко не самых больных – покупают полисы по страхованию жизни, чтобы затем продать их инвесторам. По данным Sanford C. Bernstein, в 2005 г. инвесторы купили полисы жизни на $13 млрд. И хотя для США с общим объемом страховых премий на $9 трлн это капля в море, популярность нового вида страхования жизни растет стремительно: в 1998 г. его объем составлял всего $200 млн, но уже в ближайшие годы может достигнуть $160 млрд.

Эта тенденция вызывает беспокойство регуляторов, поскольку страхование жизни из инструмента, позволяющего человеку заботиться о близких и после смерти, стало превращаться в спекулятивный инвестиционный продукт. Последствия этого пока предсказать трудно, но вполне вероятно, что из-за новомодного страхования компании, занимающиеся традиционным страхованием жизни, будут вынуждены поднять тарифы.

Инвесторы, как правило, сами активно уговаривают потенциальных клиентов купить полисы и даже дают им для этого кредит. Через два года клиенты могут продать полисы – а вместе с ними и обязанность платить премии – инвесторам, вернув при этом ссуду. Гендиректор страховой компании MetLife Роберт Хенриксон говорит, что часть клиентов будут покупать полисы только для того, чтобы продать их инвесторам, что само по себе “извращение смысла страхования жизни”.

Страховщики смотрят на эту тенденцию с финансовой точки зрения. При продаже новых полисов они учитывают, что часть клиентов в какой-то момент перестанут по ним платить и компании не придется выплачивать по таким полисам страховку. Но, когда полисы покупают инвесторы, вероятность этого сильно снижается, и страховщикам грозят гораздо большие выплаты. Большинство крупных страховых компаний запрещает своим агентам продавать полисы, если за них будут платить инвесторы, а через два года их можно будет продать.

Раньше у клиентов был небольшой выбор, что делать с полисами по страхованию жизни, если они больше им были не нужны: либо перестать по ним платить и забыть о них, либо вернуть страховой компании за относительно небольшую сумму. Но, продавая полисы третьей стороне, их держатели могут рассчитывать на гораздо большее: например, если страховая компания готова выплатить всего $50 000 за выкуп полиса на $1 млн, то инвестор может предложить и $200 000. “Мы просто платим больше, чем страховая компания”, – говорит Джеймс Терлицци, гендиректор Peach Holdings, занимающейся покупкой полисов по страхованию жизни.

Пока не ясно, какие меры в связи с этим будут предпринимать регуляторы. Национальная ассоциация страховых комиссаров (NAIC) намерена провести слушания и сформировать собственное мнение о том, должны ли федеральные регуляторы жестче контролировать этот рынок. NAIC также может установить минимальный срок для держателей полисов – 5–7 лет, в течение которого они не смогут продать их инвесторам. “Лично меня смущают эти двухгодичные сделки”, – говорит председатель комитета NAIC по страхованию жизни Джим Пулман. Возможно, что регуляторы потребуют от этого бизнеса более подробно раскрывать информацию о комиссионных.

Между тем прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер независимо от NAIC занялся действиями посредников, которые организовывали сделку между держателями полисов и инвесторами. В марте стало известно, что прокуратура штата и SEC ведут расследование в отношении National Financial Partners – сети финансовых консультантов, которая в том числе занимается страхованием жизни богатых клиентов. NFP подозревают в выставлении фиктивных заявок на покупку полисов в интересах как страховых компаний, так и их клиентов. (WSJ, 2.05.2006, Татьяна Бочкарева)