C.A.T. oil взяла 300 млн евро


Вчера на Франкфуртской фондовой бирже начались торги акциями C.A.T. oil. В ходе IPO, организатором которого был Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW), компания собиралась разместить 40% уставного капитала, или 19,55 млн акций (2,55 млн из них – по опциону greenshoe сможет выкупить банк-организатор). С 20 апреля по 3 мая банк-организатор принимал заявки от инвесторов, ценовой коридор был установлен в 12,5–15 евро за акцию. Вчера компания сообщила, что цена размещения определена по верхней границе коридора – 15 евро за штуку. Это позволит C.A.T. oil заработать на продаже своих бумаг 293 млн евро. “Вырученные от IPO средства будут вложены во внедрение новых методов разработки месторождений”, – приводятся слова председателя правления и гендиректора компании Мартина Кастнера в сообщении C.A.T. oil.

Представитель DrKW рассказал “Ведомостям”, что спрос на акции C.A.T. oil в 25 раз превысил предложение. В основном акции купили портфельные инвесторы.

IPO C.A.T. oil чуть было не омрачила появившаяся накануне размещения информация о том, что в меморандуме компания указала ложных владельцев. По словам представителя DrKW, в проспекте было сказано, что акции C.A.T. oil принадлежат члену правления Анне Бринкман и некоему частному инвестору. Позднее компания раскрыла, что это австриец Вальтер Хефт, специалист по трастовому праву. Но на днях The Wall Street Journal сообщила, что адвокаты Вадима Шмидта, сына ныне покойного вице-президента “Лукойла” Виталия Шмидта, уведомили DrKW, что истинными владельцами C.A.T. oil с момента ее основания являются глава “Лукойла” Вагит Алекперов, президент “Транснефти” Семен Вайншток и бывший вице-президент “Лукойла” Ралиф Сафин. Среди учредителей и владельцев компании был и Шмидт-старший, утверждается в письме, но после его смерти в 1997 г. Вадима лишили права наследовать его долю.

Представитель “Лукойла” отказался комментировать эту информацию. А вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев говорит, что его компании неизвестна фирма C.A.T. oil, а отношения с ней Вайнштока он комментировать не стал.

Представитель C.A.T. oil уверяет, что владельцами компании являются Бринкман и Хефт. По его словам, это уже не первая претензия Шмидта к компании: в 1998–1999 гг. тот подал иски в несколько европейских судов, утверждая, что его незаконно лишили доли в C.A.T. oil, но все проиграл. Комментировать детали исков собеседник “Ведомостей” отказался. Правда, в свое время Бринкман была личным помощником покойного Шмидта.

“Если бы у нас были сомнения по поводу структуры собственности C.A.T. oil, мы бы не стали проводить IPO”, – сказал представитель DrKW. По его словам, все инвесторы подтвердили свои заявки после публикации WSJ, а за первый день торгов акции компании взлетели на 35%. “Если бы у C.A.T. oil были проблемы со структурой собственности, немецкий и австрийский финансовые регуляторы вряд ли одобрили бы ее IPO”, – добавляет представитель Франкфуртской биржи Ричард Уиллис.

С Вадимом Шмидтом вчера связаться не удалось.