Чейни как злой полицейский


В саммите государств Балтийско-Черноморского бассейна в Вильнюсе помимо лидеров восточноевропейских стран, Балтии, Украины и Грузии принял участие уполномоченный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана. В центре внимания саммита были вопросы энергетической безопасности и отношений с Россией. Большинство участников говорили о применении Москвой экономических рычагов для давления на соседние демократические страны. А самым ярким оказалось выступление вице-президента США Ричарда Чейни. “В России сегодня оппоненты реформ пытаются уничтожить достижения последнего десятилетия”, – заявил вчера Чейни. Он указал на ограничение Кремлем гражданских свобод и усиление контроля над СМИ.

Недовольство вызывает у Чейни и российская внешняя политика: “Использование нефти и газа в качестве инструментов запугивания и шантажа путем манипулирования поставками или попыток монополизировать транспортировку не служит никаким законным интересам”. Правда, “никто из нас не считает, что России предопределено стать врагом”, оговорился Чейни, а потому ведущие индустриальные страны на саммите G8 попытаются разъяснить Москве, что ей нечего опасаться появления на ее границах “сильных и стабильных демократий”.

Российский МИД сдержанно отреагировал на заявление Чейни. “Хотелось бы, чтобы Россия фигурировала там не в качестве объекта разбора, а в качестве важного позитивного фактора международной политики”, – заявил вчера заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин “Интерфаксу”. Источник в Кремле заявил “Ведомостям”, что высказывания Чейни содержат “субъективную оценку событий в России”. “Российские энергоресурсы должны использоваться прежде всего для повышения уровня благосостояния российских граждан, а не для развития демократий в соседних странах”, – напоминает чиновник.

Цель высказываний Чейни – оказать давление на Россию в разгар обсуждения ядерной проблемы Ирана и подготовки к саммиту G8, считают эксперты. “Чейни и так известен как один из главных критиков России в администрации Джорджа Буша, а в Вильнюсе он провел дипломатическую подготовку к саммиту “восьмерки”, – говорит Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. “При этом высказывания Чейни жестче заявлений госсекретаря [Кондолизы] Райс, что напоминает игру в злого и доброго полицейских”, – считает директор Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. Тем не менее отношения США и России действительно идут на спад, констатирует Малашенко, что проявляется и в противоречиях на постсоветском пространстве, и в ближневосточной политике.

Но речь едва ли пойдет о сворачивании сотрудничества с Россией в тех областях, где оно представляет взаимный интерес, например в энергетике, замечает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы. “В ближайшие годы партнеры, похоже, будут приспосабливаться к новому жесткому стилю России в решении энергетических вопросов, – соглашается Малашенко, – однако в дальнейшем их усилия по диверсификации источников энергоносителей лишат Москву и политических рычагов, и прибылей”.

Сегодня Чейни прибывает в Астану, где, по данным Bloomberg, попытается убедить казахстанского президента Нурсултана Назарбаева ускорить присоединение нефтяных месторождений страны к нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. Какие-либо новые политические заявления маловероятны. “Критика в адрес России будет воспринята руководством Казахстана как нежелательная”, – заявил “Ведомостям” источник в администрации Назарбаева.