Минфин строг


Величина трансфертов и других видов поддержки, которую 89 субъектов Федерации получают из федерального бюджета, составляет около 400 млрд руб. Однако денежные вливания не помогают сократить количество дотационных регионов. По данным Института реформирования общественных финансов, с 2000 г. их число стабильно – 70–71. Среди них 12 регионов Минфин отнес к высокодотационным, так как величина межбюджетных трансфертов превышает 60% доходов их бюджета. Это практически все республики Северного Кавказа, Тува, Усть-Ордынский Бурятский округ, Республика Алтай, Корякский автономный округ, Еврейская автономная область.

Не помогают даже строгие рамки финансовой политики, установленные для регионов. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% его годового дохода без учета федеральной помощи, объем долга – 100% доходов, а затраты на его обслуживание – 15% расходов. Поэтому на днях Минфин внес в правительство поправки в БК, которые еще больше ужесточают эти требования. Согласно поправкам, предельная величина долга сокращается вдвое – до 50% доходов без учета федеральных поступлений. Затраты на обслуживание долга, как и сейчас, не должны превышать 15% расходов бюджета, но теперь за вычетом субвенций из федерального бюджета. Особенно строго Минфин подошел к высокодотационным регионам. Для субъектов Федерации, у которых федеральные дотации в течение двух из последних трех лет превышают 60% доходов, дефицит бюджета не может превышать 10% (для остальных регионов – 15%). Нарушители установленных параметров лишатся финансовой помощи центра.

Новые правила станут серьезным стимулом для тех регионов, кто “ненадлежащим образом” реализует бюджетную политику, уверен замруководителя департамента Минфина Андрей Юрин. С 2008 г. в субъектах Федерации может быть введено внешнее финансовое управление, напоминает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Правда, новый порядок избрания губернаторов, позволяющий президенту отстранить регионального лидера за провалы, отчасти обесценил эту меру, замечает Климанов. Тем не менее поправки он считает нужными, поскольку в большинстве высокодотационных регионов неудачи в бюджетной политике прямо связаны “с местными и клановыми традициями”.

Хотя Ивановская область на 40% дотируется, начальника главного финансового управления Александра Грузнова это не страшит. По его мнению, существующее сейчас положение о том, что долг можно наращивать до размеров собственных доходов бюджета, только расслабляет регионы и дотационность растет. “Ограничения объема областного долга цифрой 50% от годового дохода нам вполне достаточно”, – говорит Грузнов. По его словам, регион старается уменьшать объем долга, привлекая в экономику инвесторов. Но директор Центра фискальной политики Галина Курляндская полагает, что связи между дотационностью и качеством управления финансами быть не должно. “То, что регион набирает долги, вовсе не означает, что он их [бюджетные деньги] просто просаживает. Наоборот, это способ привлечь деньги на инвестиции, развитие экономики, а следовательно, и выхода из числа реципиентов”, – заключает она.