Золотые наручники


Контракт не предусматривает передачи менеджеру акций, но его доход прямо зависит от котировок: обычно он равен разнице в цене акций на дату подписания контракта и определенную дату в будущем. В США акции-фантомы называют “золотыми наручниками” – они помогают удерживать менеджера в компании: в контракте оговорено, чего компания должна достичь, чтобы владелец “фантомов” мог получить по ним доход.

Гендиректор General Electric Джеффри Иммелт в 2005 г. по акциям, привязанным к результатам компании, получил более $1 млн. Он получит такой доход через 2 года и через 5 лет – если доходы GE от операций будут расти на 10% ежегодно, а акции GE покажут лучшие результаты, чем S&P 500. Гэри Нил, председатель совета директоров энергетической компании NiSource, в этом году по подобным акциям должен получить $827 000.

Но чаще менеджеры получают доход по акциям с ограничением через несколько лет после начала работы и независимо от результатов. В этом году подобный доход гендиректора Bank of America Кеннета Льюиса должен составить $2,89 млн, а гендиректор Altria Group Луис Камиллери в 2005 г. получил более $2 млн.

По данным фирмы Equilar, из 50 гендиректоров крупных компаний, получивших за последние 3 года гранты на акции с ограничением и компании которых платят дивиденды, 37 получают дивиденды деньгами до наступления даты передачи им акций. Эксперты по корпоративному управлению говорят, что выплаты дивидендов практически сводят на нет попытку привязать вознаграждение к результатам компании.

Но число топ-менеджеров, получающих дивиденды по акциям, которые еще не переданы им, растет – с тех пор как компании стали относить опционы к расходам. Инвесторы жалуются, что подчас гендиректора получают огромное вознаграждение, а результаты компании оставляют желать лучшего. По данным консалтинговой фирмы Frederick W. Cook, 90% из 250 крупнейших компаний в 2005 г. выделяли топ-менеджерам опционы на акции (в 2003 г. таких было 99%) и 66% – акции с ограничением (против 49% в 2003 г.).

Некоторые компании по акциям с ограничением откладывают выплату дивидендного дохода по ним до того момента, когда топ-менеджер получает акции. В их числе PepsiCo, Sara Lee, DuPont и Lehman Brothers. Другие, в том числе Microsoft и Intel, никогда не выплачивают дивиденды по акциям с ограничением.

Но даже если топ-менеджер не выполняет поставленные задачи, совсем без вознаграждения он не остается. Ричард Голдштайн, проведя шесть лет на посту гендиректора International Flavors & Fragrances, на следующей неделе уходит из компании. В 2002 г. IFF выделила ему 200 000 акций, первую часть которых он должен был получить прошлым летом. Но акции IFF в тот момент отставали от конкурентов, и Голдштайн не получил ничего. Компания заплатила ему $506 000 дивидендов: при его руководстве акции IFF выросли на 4,7%, а индекс Standard & Poor’s 500 потерял 7,6%.

А вот гендиректор Duke Energy Джеймс Роджерс согласился на контракт без базовой зарплаты и бонусов: его вознаграждение целиком зависит от результатов компании. Он получит дивиденды на $700 000: его контракт находится в прямой зависимости от интересов акционеров – роста прибыли и дивидендов. (WSJ, 4.05.2006, Татьяна Бочкарева)