Безотказный легионер


На самом деле в последний момент стало известно, что на чемпионат заявлен еще и вратарь Anaheim Mighty Ducks Илья Брызгалов, однако его клуб пока продолжает играть в плей-офф. Разговор с Александром Овечкиным начался именно с темы легионеров и сборной. Мы встретились в аэропорту «Шереметьево-2»: Овечкин только что прилетел из Стокгольма, где наша сборная выиграла «Шведские игры» и Евротур.

– Почему остальные легионеры отказались выступать за нынешнюю сборную?

– Этот вопрос лучше бы адресовать главному тренеру Владимиру Крикунову. Насколько я знаю, Дацюк отказался приехать из-за травмы. Крикунов для него как крестный отец, и он бы тренеру не отказал, если бы был в порядке. А вот другие могли припомнить какие-то взаимные обиды. После Олимпиады, где мы провалили концовку, было много попыток найти виноватых. Тренеры обвиняли игроков, игроки – тренеров... Я тоже поначалу считал, что нам не хватило везения, но теперь вынужден признать, что были и ошибки. А что по этому поводу думают другие игроки, можно только догадываться. Ковальчук, возможно, обиделся на Крикунова за то, что тот назвал его «гулякой и пьяницей». Могу сказать, что лично я такого за Ковальчуком не замечал. А что произошло между ними на самом деле, не знаю.

– А лично у вас были какие–то сомнения относительно приглашения в сборную?

– Никаких. Я еще в Америке сказал, что, если меня пригласят, обязательно приеду. А почему я должен отказываться? Во-первых, я уже немного отдохнул и восстановился после трудного сезона в НХЛ. А во-вторых, мне интересно играть за сборную на всех уровнях. Может, это сегодня пафосно звучит, но для молодого спортсмена это большая честь.

Свой первый сезон в НХЛ Овечкин отыграл выше всяких похвал. Забросив 52 шайбы и сделав 54 результативные передачи, он стал третьим в истории НХЛ новичком, набравшим в первый год больше сотни очков. 106 очков ему должно хватить для завоевания «Колдер Трофи» – ежегодного приза лучшему новичку. Лауреат станет известен в конце июня. Овечкин, правда, пока сомневается, что ему достанется эта награда: в Америке победителем видят молодого канадца Сидни Кросби из Pittsburgh Penguins, который по основным показателям уступил россиянину.

– Знаю, как вам надоели в Америке постоянные сравнения с Кросби. И все же почему вы думаете, что «Колдер Трофи» может достаться не вам, а ему? Ведь он же уступил вам по количеству набранных очков и заброшенных шайб?

– Все так, но уж слишком много внимания уделяют ему американские журналисты. Такое впечатление, что, кроме Кросби, в НХЛ больше нет молодых и талантливых игроков. В первые месяцы после начала регулярного чемпионата я только и слышал: «Кросби, Кросби, Кросби – молодец». Меня это даже стало раздражать. Но потом начались серьезные матчи, и все встало на свои места, а после Олимпиады о нем и вовсе перестали говорить – было уже не до него.

– Кросби, насколько известно, тоже приедет на чемпионат мира в Латвию. Будете выяснять с ним отношения?

– Специально настраиваться на него не собираюсь – много чести. Хоккей – это командная игра, и я буду действовать в интересах сборной, а не ради того, чтобы утереть нос Кросби. Другое дело, если он под руку подвернется, тогда посмотрим, кто из нас чего стоит.

– Но клюшку с автографом, тем не менее, вы у него попросили?

– У меня есть клюшки с автографами и многих других хоккеистов, я их коллекционирую. Каждая такая клюшка, между прочим, стоит на черном рынке, как мне сказали, не меньше $400.

– Давайте о деньгах. Ваш контракт с Washington Capitals составляет $983 тыс. за сезон и, кроме того, предусматривает неплохие бонусы в случае выполнения ряда пунктов контракта. Вы справились со всеми обязательствами?

– Некоторые из них даже перевыполнил: забросил более 50 шайб, сделал 54 результативные передачи, набрал в сумме 106 очков и несколько раз признавался лучшим молодым игроком в НХЛ.

– Это позволяет надеяться на зарплату больше $4 млн по итогам сезона?

– Да, позволяет, но почти половина этой суммы уйдет на налоги, а мой контракт в следующем сезоне останется точно таким же, как в этом году, – $983 тыс.

– Вы стали обладателем «Харламов Трофи»–- приза, который уже третий год подряд вручается лучшему российскому игроку НХЛ...

– Честно говоря, не думал, что при голосовании, в котором принимали участие 44 российских игрока НХЛ, получу больше всех голосов. Среди номинантов были не менее достойные ребята: Илья Ковальчук, Павел Дацюк, Сергей Зубов, Алексей Ковалев... И то, что я их опередил, – это большая удача.

– Накануне чемпионата российская сборная выиграла Евротур. Но вы успели сыграть только один матч...

– Чтобы я мог играть за сборную в Швеции, за меня нужно было заплатить страховку. Наша Федерация не успела этого вовремя сделать и попросила помочь руководство Washington Capitals. Казалось бы, зачем американцам это нужно? А вдруг я травму получу? Но генеральный менеджер Джордж Макфи не только оплатил мою страховку, но и лично прилетел в Стокгольм проверить, все ли в порядке. Из-за того, что российская сторона запоздала с возвращением взятых в долг денег, я и смог сыграть только в одном матче.

– Вы следите за тем, что происходит в российском хоккее?

– Да, я в курсе того, что происходит в родном «Динамо» и других клубах российской Суперлиги. Мои бывшие одноклубники до сих пор не могут получить зарплату, и это очень неприятный момент. Думаю, я правильно поступил, подписав контракт с Washington Capitals. А то мог бы оказаться на их месте.

Однако летом прошлого года его отъезд за океан стал неожиданным для него самого. Сначала коренной динамовец Александр Овечкин заявил, что переходит в омский «Авангард». Причина – конфликт с президентом «Динамо». Овечкина не отпускали, дело дошло до суда и могло затянуться надолго, если бы не вмешалась третья сторона – американский клуб. Агент Овечкина в России Сергей Исаков долго убеждал хоккеиста и его родителей, что контракт с Washington Capitals целесообразен. «Обычно мы не торопим молодых игроков принимать такие решения, – объяснил «Пятнице» Сергей Исаков. – В НХЛ лучше ехать более опытному игроку. Но спор двух российских клубов мог ему навредить». Так что решение было почти вынужденным.

– Главный тренер сборной Владимир Крикунов по возвращении из Швеции в Москву сказал, что для первого раза он доволен вашей игрой. А вы как оцениваете свою нынешнюю форму?

– Я 15 дней не играл, поэтому пока не совсем готов. Думаю, еще пара тренировок – и буду в порядке.

– Как вы считаете, у нашей сборной есть шансы побороться за медали на нынешнем чемпионате?

– Шансы есть у многих сборных, в том числе и у нашей. Во–первых, мы попали в хорошую группу, а во–вторых, в других командах тоже не будет большого количества легионеров. Исключение составляют только сборные Канады и США. Но и в них не так много звездных игроков. Лучшие продолжают бороться за Кубок Стэнли в своих клубах.

– Кстати, что вы можете сказать о соперниках нашей сборной?

– Их нельзя недооценивать. В сборной Казахстана играет много игроков, выступающих в российском чемпионате. Сборную Белоруссии тренирует наставник моего американского клуба Washington Capitals Глен Хэнлон – очень опытный тренер, а сборная Словакии, хотя и будет, как мы, играть без многих легионеров, в недавнем прошлом чемпион мира.

– Нынешний чемпионат впервые пройдет в Риге. Вы когда-нибудь были в Латвии?

– Да, однажды с родителями отдыхал в Юрмале. По-моему, было неплохо. Но сейчас еду не отдыхать, а работать, и пока не знаю, будет ли у нас время посмотреть город и его окрестности.

– А что вы вообще любите кроме хоккея?

– Кроме хоккея? Из еды – суши. В Америке к ним пристрастился. Сейчас вот тоже поеду, наверное, в японский ресторан. Из одежды предпочитаю Dоlce & Gabbana. Видите, на мне вся одежда этой фирмы: джинсы с оригинальными карманами и металлическими кольцами внизу, футболка с разрезами. Мне в ней очень удобно. Не могу сказать, что я большой модник, но, если появляется какая-то новинка, стараюсь не пропустить. А в остальном я непритязательный человек.

– Зато с хоккейной экипировкой любите экспериментировать: то коньки раскрасите в триколор, то стекло затонируете на шлеме...

– Это мы с Егорычем, нашим менеджером сборной, любим придумывать разные штучки. Он бросает идею, а я подхватываю. Или наоборот. Для этого чемпионата тоже подготовили новинку, но пока раскрывать секретов не буду.