ДВЕ ПРОБЛЕМЫ: ГАИ и дороги


Включение фар в дневное время, рекомендации по норме выпивки за рулем, снижение скорости, создание элитных подразделений ГАИ, установка пищалок в систему пристегивания ремня безопасности – все это замечательно. Авторы доклада о безопасности на дорогах России, подготовленного Европейской конференцией министров транспорта по просьбе нашего Минтранса, предлагают нам много интересного из своего опыта. Но без экстренной и коренной реформы нашей собственной дорожной полиции военные по масштабам потери на дорогах будут сохраняться, поскольку инспектор ГАИ в России не занимается тем, чем обязан заниматься: обеспечением безопасности дорожного движения.

Необходимо сочетание мер, а именно: зарплата не менее $2000, крепкий социальный пакет с хорошей страховкой, пенсия на уровне не менее 70% от зарплаты. За все это инспектор будет держаться зубами, если станет зависеть – и в зарплате, и в карьере – от уровня аварийности на своем участке трассы. Естественно, при жесточайшем контроле и уголовной ответственности за нарушение закона и самых мельчайших пунктов должностных инструкций и приказов. Только это сразу на 50% снизит количество ДТП, а может, и больше.

Инспектор будет и за дорогой следить, и шустро регулировать возникающие заторы, и не заниматься прокормом, бросив дорогу на полный произвол наглеющей части водителей, и останавливать за истинные нарушения, а не за спровоцированные дурацким знаком или стертой разметкой. Дорого? Не дороже человеческих потерь.

Вторая, не менее важная задача, – современные дороги (средства на которые дико разворовывались, что было одной из причин ликвидации Дорожного фонда – вот так расписались в собственном бессилии). Дорожный фонд следовало бы воссоздать и жестко контролировать. Сейчас налог на транспортное средство является налогом на имущество, его величина зависит от мощности, а все собранные средства идут в бюджет без всякого целевого назначения, благополучно там растворяясь. Вместо того чтобы включить налог на ТС в стоимость топлива, собирая таким образом его на 100% и действуя по принципу “больше ездишь – больше платишь”, мы и не собираем его, и поставили в зависимость от сомнительного критерия (мощности), не являющегося ни социально справедливым, ни логичным. А акцизы, составляющие добрую половину стоимости топлива, правительство тихо перекачивает в бюджет, поднимая наши цены на топливо на уровень мировых, забывая, правда, про несопоставимую разницу в доходах.

Месяц назад на заседании правительства министр транспорта Игорь Левитин рассказал, что 63% дорожного полотна не соответствует даже отечественным требованиям к качеству, а доля финансирования дорожной сети из бюджетов всех уровней составляет примерно 50%. По словам Германа Грефа, в 2005 г. общий объем ввода новых автодорог в стране уменьшился даже по сравнению с послекризисным 2000 г. в три раза. Плотность дорожной сети в среднем на человека в России сегодня втрое меньше, чем в развитых странах, а в пересчете на единицу территории – в 8–15 раз. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что госрасходы на строительство дорог будут планомерно сокращаться – к 2010 г. они уменьшатся до 18–9% от стоимости дороги. Остальные средства планируют привлекать из частных источников, в том числе путем создания платных дорог.

ГАИ и дороги – две большие российские проблемы. Не решив их, ничего не изменишь. И ведь есть с кого брать пример: можно с раздражающей Грузии, а можно с братской Белоруссии, тоже победившей мздоимство на дорогах. В Грузии, как известно, ликвидировали дорожную полицию, действуя по принципу “нет ГАИ – нет коррупции”. Теперь патрульная служба у наших соседей занимается всеми видами правонарушений, а сотрудники патрулей получают приличную для Грузии зарплату в $400.

Белорусы пошли другим путем: все изменения в правилах дорожного движения утверждает лично президент, правда, при этом проект выносится на всенародное обсуждение. При приеме на работу новых инспекторов их обязательно ведут на “экскурсию” в республиканскую тюрьму, где содержат бывших сотрудников милиции, в свое время попавшихся на взятке. С февраля этого года ГАИ Белоруссии не проводит техосмотры – теперь этим занимается компания “Белтехосмотр”. В стране действуют техстанции, уполномоченные Минтрансом республики проводить техосмотр. А что же делает ГАИ? Там теперь служат только офицеры, которым запретили придираться к водителям по мелочам и для которых внедрили принцип работы участкового: каждый должен видеть пути исправления проблем на вверенном участке и предлагать пути сокращения не только ДТП, но и нарушений вообще. Пример реформ ГАИ говорит о том, что полезное и дельное можно брать и у друзей, и у бывших друзей, да хоть у врагов, была бы только на то политическая воля.

А иначе никак. Сначала реформа ГАИ – потом поправки в КоАП. Сначала дороги – потом закручивание гаек. Сначала закон о коррупции – потом повышение штрафов. А иначе это все игра в одни ворота.