На чем экономить будем?


И, похоже, россияне правильно оценивают текущую ситуацию. “Сейчас рынок кредитования физических лиц в России находится на стадии формирования, и диапазон ценовых предложений у российских банков шире, чем в большинстве развитых стран”, – говорит заместитель департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов. “Риски на этом рынке еще не определены как для заемщиков, так и для кредиторов, поэтому некоторые российские банки часто устанавливают завышенные ставки по кредитным продуктам”, – добавляет банковский аналитик агентства “Рус-Рейтинг” Виктория Белозерова. Но, по ее словам, некоторые банки уже предлагают заемщикам рефинансировать ранее выданные ипотечные кредиты и получить деньги на более выгодных условиях.

Возможность сэкономить на кредитах у россиян действительно есть. Например, у банков, которые выдают потребительские кредиты прямо в магазинах в течение нескольких минут, условия менее выгодные, чем у других. “Если человек готов потратить время, подтвердить свой доход и получить кредит в отделении банка, он может занять средства под меньший процент”, – говорит старший вице-президент Промсвязьбанка Валерий Кардашов.

Ни театров, ни дубленок, ни мебели

Чтобы выяснить, от каких расходов готовы отказаться люди, если настанут эти самые “трудные дни”, специалисты ACNielsen провели интернет-опрос среди 23 500 человек из 42 стран мира. В нем участвовало 500 россиян.

Оказалось, в первую очередь экономить на развлечениях готовы 55% российских пользователей Интернета, ограничить расходы на новую одежду могут 45% опрошенных россиян и еще 44% из них готовы повременить с покупкой бытовой техники, мебели и прочих крупных предметов для дома. Данные глобального опроса – 57%, 53% и 48% соответственно.

Российских социологов эти результаты не удивляют. “Понятно, что прежде всего урезают расходы на то, что не относится к товарам первой необходимости: развлечения, крупная бытовая техника”, – говорит ведущий консультант по маркетинговым исследованиям Romir Monitoring Игорь Березин. Он предполагает, что за последние 5–7 лет многие из тех, кто хотел купить новую бытовую технику или качественную модную одежду, уже реализовали свои потребности.

А по мнению директора исследовательской компании “ВЦИОМ-Финанс” Владимира Дудницкого, многие россияне говорят, что готовы отказаться от этих благ прежде всего потому, что эти блага для них недоступны. “Легко отказаться от того, чего у тебя и так нет”, – резюмирует он. В качестве аргумента Дудницкий приводит данные недавнего опроса ВЦИОМ, позволяющего оценить финансовое положение граждан нашей страны. Вариант ответа “Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты” выбрали 14% респондентов, вариант “На продукты хватает, а вот покупка одежды вызывает финансовые затруднения” – 36%. Еще у 37% опрошенных есть деньги и на продукты, и на новую одежду, но вот покупка бытовой техники вроде телевизора или холодильника уже представляет для них проблему. Все вышеперечисленное могут позволить себе 10% россиян, однако у них нет денег на покупку квартиры или дачи. По данным опроса ВЦИОМ, проблем с финансами не испытывает лишь 0,5% населения страны. Впрочем, Дудницкий уточняет, что это данные по всей России (по данным Росстата, сейчас в среднем по стране зарплата составляет чуть менее 10 000 руб. – “Ведомости”), в то время как участниками опроса ACNielsen были пользователи Интернета, доход которых, по предположению его организаторов, превышает $500.

Хорошо есть не запретишь

Опрос ACNielsen показал, что россияне в отличие от жителей высокоразвитых стран не готовы экономить на питании. Покупать более дешевые продукты в трудные времена станут более половины опрошенных французов, португальцев, австрийцев и датчан. Средний по выборке показатель по этому пункту опроса – 35%. В России же готовы экономить на продуктах лишь 18% опрошенных. “В советское время мы питались плохо. За последние годы многие люди начали ходить в рестораны и покупать разнообразные качественные продукты, снова отказаться от этого им трудно”, – объясняет Березин из Romir Monitoring.

Будем экономить на кредитах

По мнению социологов, национальные особенности сильнее всего проявляют себя в отношении к кредитам, страховкам и прочим финансовым услугам. Во всем мире лишь 17% потребителей полагают, что смогут найти более выгодные условия кредитования и за счет этого снизить свои траты. А вот в России количество оптимистов вдвое больше – 36% опрошенных россиян считают, что им удастся подобрать кредиты с наиболее выгодными условиями и тем самым существенно сэкономить.

Почему не хватает до зарплаты

В качестве главной причины, которая может заставить среднестатистического землянина начать экономить, авторы исследования ACNielsen называют рост цен на товары и услуги, опережающий рост заработной платы.

Для России эта причина также актуальна. Так, по данным московского отделения консалтинговой компании Hay Group, в прошлом году зарплаты в рублевом исчислении выросли на 15%, а “личная инфляция” (рассчитывается не для среднестатистического россиянина с расходами, ограниченными согласно методике Росстата набором из 380 позиций, а для лиц, которые могут позволить себе большее) составила примерно 20%. В Институте сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) подсчитали, что для россиянина, который зарабатывает около $700 в месяц, в 2005 г. “личная инфляция” составила 23%, а для людей с доходом от $700 до $1500 – 20%.

Число экономных россиян должно увеличиться, когда сотни тысяч или миллионы российских семей возьмут крупные ипотечные кредиты и увязнут в обременительных выплатах (пока же, по данным банкиров, в России выдано лишь несколько тысяч таких кредитов). “Тогда мы увидим, готовы ли люди реально отказаться от трат на развлечение, новую одежду и покупку бытовой техники. Во всяком случае, недавно в нашем опросе по ипотечной теме респонденты говорили, что ради выплаты ипотечных кредитов готовы экономить на одежде и развлечениях”, – замечает Березин из Romir Monitoring.