Партии подсчитают по осени


Завершив проверку четырех парламентских партий, ФРС с января 2006 г. приступила к пересчету остальных партийцев. На совещании региональных отделений ФРС в сентябре 2005 г. чиновники обещали закончить проверку к июлю 2006 г. Но сегодня они признают, что погорячились. Источник в руководстве ФРС отказался назвать “Ведомостям” даже приблизительную дату завершения проверки.

Первыми под проверки ФРС попали “Яблоко”, Республиканская партия России (РПР) и Российская партия пенсионеров (РПП), рассказывают партийцы. По словам главы управления региональными организациями “Яблока” Галины Михайлевой, 71 из 77 отделений партии проверку уже прошло. “У нас в шести регионах – Курске, Перми, Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске – проверки идут уже два месяца”, – вздыхает источник в исполкоме РПР. В двух регионах – Екатеринбурге и Нижнем Новгороде – отделения республиканцев были ликвидированы, но восстановились по решению Верховного суда. У Партии пенсионеров дела обстоят лучше “На 3 мая 72 из 77 отделений уже прошли проверки”, – не скрывает радости зампред исполкома РПП Владимир Воронин. Эксперты связывают быстрые проверки “пенсионеров” с двумя факторами – эффективной моделью рекрутинга по методу сетевого маркетинга и популярностью бренда. “Если человек при вступлении в партию приводил еще десяток – он получал дивиденды”, – вспоминает Борис Макаренко из Центра политических технологий. Поэтому, по словам эксперта, проблем с численностью у “пенсионеров” быть не должно.

Российской партии жизни (РПЖ), Аграрной партии России (АПР) обещали начать проверки с июня, а “Патриоты России”, по словам ее зампредседателя Надежды Корнеевой, получила извещения о начале проверок с 20 апреля. В СПС, по словам исполнительного директора партии Олега Пермякова, из 84 региональных отделений управления ФРС пока проверили численность пяти.

Представители малых партий свидетельствуют о небывалой тщательности ревизий. В РПР считают, что чиновники службы проверяют их с особым пристрастием, обходя квартиры партийцев с привлечением милиции. А Михайлева рассказывает, что от “яблочников” Московской области чиновники даже потребовали с паспортами приехать в офис регионального управления ФРС. Корнеева признается, что от “патриотов” помимо списка партийцев, копий их заявлений о вступлении и копий решений о принятии, к примеру, в Рязани попросили сдать и подлинники документов. Но партии часто грешат вербовкой так называемых мертвых душ, оправдывает жесткий контроль чиновник ФРС. “В одном из регионов записали в партию судью. Она по статусу не может состоять в партии, так ее записали как продавщицу”, – вспоминает он.