Торги для рассеянных


На днях Ru-Center первым из российских регистраторов начал собирать заказы на освобождающиеся домены. Любой желающий может теперь приглядеть себе домен в Рунете, заранее подать заявку на его регистрацию – и получить право администрирования, как только имя освободится. Свободным домен считается в том случае, если его владелец не продлевает регистрацию (эта услуга стоит $15 в год без НДС) в течение 30 дней с того момента, как истек предыдущий срок, рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью Ru-Center Андрей Воробьев.

До сих пор Ru-Center регистрировал освободившийся домен на того, кто подавал заявку первым. В большинстве случаев это оказывались киберсквоттеры, скупающие доменные имена, чтобы затем перепродать их втридорога. Ежедневно в зоне .ru освобождаются около 400 доменов второго уровня (например, nazvanie.narod.ru), рассказывает Воробьев. Примерно 20% из них тут же регистрируются новыми владельцами и в 80% случаев это киберсквоттеры, продолжает он. Теперь ситуация изменилась: при наличии хотя бы двух заявок на один домен Ru-Center разыгрывает его на закрытом аукционе. Киберсквоттеры постоянно совершенствуют технологии захвата доменов: они пристально следят за тем, какие имена освобождаются, а затем организуют массовую подачу заявок на их регистрацию (ежесекундно генерируется несколько заявок). Аукционы же поставят всех претендентов на доменное имя в равные условия, надеются в Ru-Center.

“Идея продажи освободившихся имен на аукционах появилась за рубежом и сама по себе неплоха: теперь у владельца домена, если он действительно дорожит этим именем, появляется возможность сохранить его, предложив больше остальных претендентов”, – констатирует руководитель юридического отдела компании “Усков и партнеры” Михаил Родионов. Платить большие деньги киберсквоттеры, по словам Воробьева, готовы только за очень красивые домены, которые освобождаются редко.

Если зарегистрированное компанией доменное имя повторяет название ее бренда, то приобретать его сквоттеру нет смысла – скорее всего правообладатель сумеет вернуть имя себе, указывает Родионов. Компании Eastman Kodak, Gillette и Google хоть и не без труда, но все же отсудили свои домены в Рунете у предпринимателей, зарегистрировавших эти имена на себя. А вот домены, построенные не на известных брендах, а на общеупотребительных словах вроде dom.ru, пользуются у киберсквоттеров успехом, рассказывает президент компании RegTime, регистрирующей домены, Сергей Шариков. Он сомневается, что аукционы помогут одолеть киберсквоттеров: “За те домены, которые их интересуют по-настоящему, они будут биться до последнего”. По словам президента юридической компании “Интернет и право” Антона Серго, киберсквоттеры даже поддерживают идею проведения аукционов – так им будет проще конкурировать друг с другом. Хотя есть опасность, что регистраторы воспользуются этой идеей, чтобы искусственно с помощью дружественных фирм-претендентов завышать цены на домены, опасается он.

Впрочем, крупные компании дорожат своими доменами и стараются вовремя продлевать их регистрацию. “Мы тщательно контролируем использование всех наших доменных имен, включая coca-cola.ru, sprite.ru, bonaqua.ru, fanta.ru и т. д.”, – рассказывает представитель российского офиса Coca-Cola Company Владимир Кравцов. “Эта работа никогда не пускается на самотек, так что риск случайно лишиться имени у нас практически отсутствует”, – говорит он.