УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Энергонационализм


Через 10 лет, после того как Хуан Пабло Перес Альфонсо основал Организацию стран – экспортеров нефти, он сильно разочаровался в экономических достоинствах нефти. Осознав, насколько разрушительным оказался период высоких цен на черное золото для большинства добывающих государств, включая его родную Венесуэлу, он в 1976 г. назвал нефть “экскрементами дьявола”.

Сейчас, 30 лет спустя, цены близки к историческому пику, а многие страны, богатые нефтью, следуют тем же путем агрессивного национализма, которым когда-то шел и создатель ОПЕК. Они становятся все менее зависимыми от иностранных инвесторов и все активнее стремятся к самоутверждению. Россия угрожала отключить поставки газа крупным потребителям, если они не согласятся на более высокие цены. Венесуэла отпугивает инвесторов, навязывая международным корпорациям, работающим в стране, сильно ужесточенные условия договоров.

“Латинская Америка – отличный пример, позволяющий изучать влияние национализма на уровни добычи, – считает Фредерик Ласер, старший аналитик энергетического сектора в банке Societe Generale. – Власти Мексики и Венесуэлы за последние 10 лет не раз обещали, что обеспечат рост добычи нефти, но сделать этого не сумели”. Эксперты лондонского Центра глобальных энергетических исследований подсчитали, что факторы, связанные с национализмом и геополитическими кризисами, привели к тому, что с 2000 г. суммарное предложение со стороны Ирана, Ирака, Нигерии, России, Кувейта и Венесуэлы снизилось на 7,8 млн баррелей в день. Столько потребляют в день Германия, Франция, Италия и Испания, вместе взятые. При этом цена, естественно, продолжает расти.

Специалисты считают, что стремление защитить национальные интересы в ресурсной сфере за счет чрезмерного контроля над всей отраслью часто ведет к снижению добычи. “Развитие национализма заставляет нас беспокоиться за будущие показатели добычи нефти и газа, – предупреждает Уильям Рэмси, заместитель гендиректора Международного энергетического агентства. – Посмотрите на объемы добычи нефти в Венесуэле. Если вы не найдете верный баланс между интересами корпораций и интересами страны, то потеряет в конце концов страна”.

Президент Венесуэлы известен умением проводить националистические лозунги в жизнь. Он не раз менял условия отношений с иностранными инвесторами, повышая долю местной госкомпании в нефтяных проектах на территории страны. При нем, как подсчитали эксперты консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, государство перераспределило в свою пользу $5,4 млрд, которые могли бы достаться международным корпорациям. Но уровни бедности и имущественного расслоения практически не изменились, а нефти в стране до сих пор добывается меньше, чем на момент прихода Чавеса к власти. Теперь по стопам лидера Венесуэлы пошел и новый президент Боливии Эво Моралес, объявивший о частичной национализации газовой промышленности своей страны.

Госкомпания, берущая в свои руки процесс добычи, как правило, оказывается технологически не подготовленной к задаче увеличения поставок. А потенциальные возможности, такие, например, как освоение битумных песков или постройка терминалов для отправки сжиженного газа на экспорт, остаются проектами, потому что международные инвесторы отказываются вкладывать деньги, опасаясь непредсказуемого поведения государства.