ВЕКТОР


Новая цель Росстрахнадзора

Страховой регулятор не просто взялся за чистку рынка от странных компаний с аномальными показателями, но и делает это крайне последовательно. Сначала надзор объявил войну компаниям, занимающимся сомнительным страхованием жизни. И преуспел в этом: с рынка ушли собиравшие гигантские премии компании “Сириус”, “Трансгарант”, “Класско” и др., а сборы страховщиков по страхованию жизни в 2005 г. сократились вчетверо – до 25,3 млрд руб. Затем настал черед перестраховщиков с экстремальными показателями (таких, как “Универс Ре” и “Надежда Ре”), а также компаний, страхующих несуществующие финансовые риски (например, риски на этапе строительства уже построенного дома).

Теперь чиновники обратили внимание на неклассическое страхование имущества – приостановлена лицензия небольшой компании “Страховой альянс Фиделити”, львиная доля премии которой пришлась на имущественные риски. Все бы ничего, да коэффициент выплат – всего 3–4%! – вызывает недоумение чиновников. Но “Фиделити” не одинока в своей участи: последние приказы Росстрахнадзора об отзыве лицензий пестрят названиями компаний, в основном страхующих имущество и выплачивающих при этом крохи.

Страховщики сами признаются, что чиновники загодя проводили с проблемными компаниями беседы, уверяя, что пощады не будет. Пенять нарушителям действительно нужно только на себя, и они тихо уходят с рынка. Борется лишь Столичное страховое общество, лидер по страхованию жизни по итогам 2004 г., оспаривая санкции надзора. Но в России, как известно, один в поле не воин.

Вредное лекарство

Непрошеная рекламная корреспонденция, или спам, занимает 75% объема всей мировой электронной переписки. Распространители спама воруют наши деньги – как напрямую (потраченные на доступ в Сеть при закачке спамерских посланий), так и косвенно – время, потраченное на чтение и удаление “выгодных предложений” могло бы быть потрачено на работу. Но порой средства борьбы со спамом (так называемые спам-фильтры) могут оказаться даже более вредоносными, чем сам спам. В последнее время провайдеры интернет-услуг предпринимают самые серьезные меры для борьбы со спамом, но системы спам-фильтрации дают сбой и блокируют не только нежеланные, но и очень даже желанные сообщения. Недавно миллионы американских пользователей AOL не могли получать некоторые письма от подписчиков принадлежащей Google почтовой системы Gmail, а пользователи почтовой системы Verizon Communications в течение некоторого времени не могли переписываться и с другими адресатами.

Подобные случаи не редкость и в России. Теперь часть пользователей Интернета считают, что борцы со спамом создают даже больше проблем, чем сам спам, и обвиняют системы спам-фильтрации во всех неудачах, начиная от несостоявшихся сделок с недвижимостью или банковских переводов и заканчивая разорванными отношениями из-за недоставленного письма. Совершенных фильтров не существует, и каждый пользователь Интернета оказывается перед выбором: или читать массу ненужного, или рисковать потерей очень важного письма.

Куда плывет “Волготанкер”

Проблемы “Волготанкера” с налоговиками начались еще в 2004 г. С тех пор они предъявили пароходству претензии по налогам на сумму, превышающую 3,3 млрд руб., арестовали практически весь флот компании и около 70% ее акций. В апреле “Волготанкер” объявил, что из-за ареста счетов не смог начать навигацию в полном объеме. Пароходство уже лишилось одного из своих клиентов – “Лукойла”. Последовал ли кто-либо еще из заказчиков “Волготанкера” этому примеру, в пароходстве не раскрывают. Но, как стало известно вчера, на момент начала навигации 21 апреля компании удалось подписать контракты на поставку всего 2,6 млн т нефтепродуктов по сравнению с 6,4 млн т годом ранее. По мнению экспертов, многие заказчики не рискуют иметь дело с компанией, чье будущее настолько неопределенно.

Государство тем временем должно решить, что делать с компанией дальше: снять арест со счетов “Волготанкера”, что позволит пароходству начать навигацию, или откликнуться на предложение менеджеров компании и забрать “Волготанкер” в федеральную собственность. Возможно, последний вариант был бы более предпочтительным для заказчиков пароходства. У нынешних собственников решить его проблемы не получается: они давно находятся в международном розыске и не спешат возвращаться на родину. Между тем вполне очевидно, что из неизвестной заграницы найти компромисс с чиновниками проблематично.