Большие расстояния бизнесу не помеха


Мы берем лучшее из того, что может предложить каждая страна, и соединяем это вместе, говорит Кристофер Савои, основатель японско-китайской компании GNI. Он американец по происхождению, но недавно принял японское гражданство. Основные подразделения GNI расположены в трех странах – Великобритании, Японии и Китае. Большую часть исследований GNI проводит в Великобритании: местные законы позволяют производить полноценный генетический анализ. Ткани пуповины, которые сотрудники GNI получают в одной из больниц Кембриджа, служат идеальным материалом для исследования взаимодействия генов.

Получить такой материал в Японии, где зарегистрирована компания, практически невозможно – японские родители сохраняют пуповину своих детей. Но недостаток экспериментального материала Япония с лихвой компенсирует наличием двух других необходимых составляющих – сверхмощных компьютеров и денежных средств.

Японско-китайское чудо

Данные из Великобритании обрабатываются в Японии на основе алгоритмов, разработанных местными программистами. Там же компания получила более $30 млн инвестиций с 2001 г. По уровню сбережений Япония занимает одно из первых мест в мире, но лишь недавняя отмена некоторых законов упростила инвестиции в биотехнологии. Ученым разрешили входить в советы директоров коммерческих компаний. И Савои, выпускник Университета Куйшу, свободно владеющий японским языком, понял, что это уникальный шанс для GNI.

Он быстро сменил гражданство и перенес штаб-квартиру своей компании из США в Японию. Щедрые японские инвесторы вложили в компанию сумму, которой должно хватить до 2008 г., рассказывает финансовый директор GNI Кан-Ичиро Судзуки. Это намного больше, чем могло принести IPO, запланированное на конец этого года.

В Китае GNI проводит клинические испытания своих препаратов. Это обходится в 10 раз дешевле, чем в соседней Японии, утверждает Савои. Поэтому именно здесь крупные фармацевтические компании проводят клинические испытания. Их результаты затем отправляют в фармацевтические комитеты США и других западных стран. Но GNI станет первой иностранной компанией, которая сначала получит разрешение на продажу препаратов в Китае, а только затем в Японии, Великобритании и США. Правда, одних только китайских данных будет недостаточно, для того чтобы получить разрешение на выпуск лекарств в других странах, сетует Савои. Но если лекарство докажет свою эффективность на китайских пациентах, компании будет легче получить сотни миллионов долларов на клинические исследования в США и Японии.

Мировая фармацевтическая отрасль уделяет основное внимание созданию препаратов для лечения болезней, распространенных на Западе, и лишь затем предлагает уже готовые препараты на рынках других стран и континентов. “Про Азию все позабыли, – говорит Савои, имея в виду распространенные заболевания, которые западные фармацевтические гиганты обошли своим вниманием. – Нашей небольшой компании нужно было определить свою нишу, и мы решили, что половины человечества нам для начала хватит”.

Поэтому в отличие от своих западных коллег GNI активно работает над препаратами против таких распространенных в Азии заболеваний, как рак желудка и гепатит.

Структура ДНК

Интересы GNI в Китае представляет компания Shanghai Genomics, основанная двумя китайскими предпринимателями с американскими дипломами. Исследователи приехали в Шанхай в надежде получить инвестиции от государственных венчурных компаний, цель которых – способствовать развитию китайской науки. Юнг Люо, президент и генеральный директор Shanghai Genomics, говорит, что сотрудничество с GMI повысило научный потенциал компании, обеспечило ей финансовую поддержку и вывело на международный рынок. В мае прошлого года GNI объединилась с Shanghai Genomics. “В нашей международной компании работают люди со всего мира, – говорит Юнг Люо. – Это прекрасный пример того, как можно сообща решать важные задачи”. Савои сравнивает свою компанию со структурой ДНК. Его компания пытается извлечь максимальную выгоду из географии и уклада разных стран, так же как и гены взаимодействуют, чтобы обеспечить выполнение той или иной функции на клеточном уровне.

Большие расстояния не препятствие для сотрудников GNI. Поддерживать постоянный контакт помогают видеоконференции, отмечает Кэрол Шеркис, вице-президент по развитию бизнеса GNI в США. “Это виртуальная компания, – говорит она, но затем поправляет себя: – Это настоящая компания. Просто мы разбросаны по всему миру”.

Все очень просто, утверждает Савои. “У нас китайская структура затрат, японские суперкомпьютеры и кембриджские ученые, – говорит он. – Только так нам удается конкурировать с гигантами отрасли”. Вряд ли крупные фармацевтические компании испугаются такого заявления. Но им будет интересно узнать, как крошечная компания может работать в глобальном масштабе.

Прочь из столиц

Небольшие российские компании учатся работать одновременно на нескольких континентах. В конце 90-х американец китайского происхождения Дин Тан, глава небольшой компании, производившей программное обеспечение для сканеров во Фримонте (США), приобрел российскую оптическую систему распознавания текста ABBYY FineReader. Продукт ему настолько понравился, что он взялся распространять его у себя на родине. Благодаря Дину Тану в 1999 г. компания ABBYY, которая специализируется на разработке программного обеспечения в области распознавания документов и обработки естественного языка, открыла свой первый западный филиал. Но не остановилась на достигнутом. В 2000 г. офис ABBYY открылся в Мюнхене (Германия), а в 2001-м – в Бишоп-Стортфорде (Великобритания). Хотя и до этого компания, основанная в 1989 г. студентом четвертого курса МФТИ Давидом Яном, сотрудничала с дилерами в Европе, Азии и Америке, открытие зарубежных филиалов стало настоящим прорывом. По западным меркам это сравнительно небольшой бизнес – в компании занято не более 500 человек, причем в представительствах работают от шести до 30 человек. По словам Аллы Баратынской, PR-менеджера ABBYY, руководство вовсе не смущает, что британский и американский офисы расположены не в столицах: “Интернет и телефон позволяют координировать работу с любой точкой мира в любое время дня и ночи”.

Российский разработчик антивирусных программ “Лаборатория Касперского” не может тягаться по числу сотрудников с транснациональными компаниями. В ее штате всего около 500 человек. Но у нее есть официальные представительства в Британии, Китае, Франции, США, Германии, Румынии, Японии, Южной Корее, Нидерландах и Польше. Обновление антивирусных баз производится ежедневно с учетом специфики каждой страны, говорит Светлана Новикова, PR-менеджер “Лаборатории Касперского”. (Использованы материалы FT.)