ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Освободиться от призраков


Сейчас, когда обеспеченность энергией все сильнее сказывается на благосостоянии миллиардов людей, совершенно необходимым представляется утверждение мировыми лидерами единого плана достижения энергетической безопасности. Создание такого плана, который служил бы интересам всего международного сообщества, Российская Федерация сделала главным приоритетом предстоящей встречи “группы восьми” в Санкт-Петербурге.

Вот почему нас приводят в недоумение звучащие на Западе комментарии, которые искажают суть российской энергетической политики. А суть очень проста – Россия отказалась от советской практики субсидирования соседей с помощью цен на энергоносители и перешла к рыночной системе ценообразования. Мы по-прежнему призываем к взаимовыгодному практическому сотрудничеству между нациями с целью создания сбалансированной и всех устраивающей системы энергетической безопасности.

Мы понимаем, что старые представления уходят медленно, но пришло время Западу признать за Россией все более самостоятельную роль и осознать уровень прогресса, на который вышла наша страна.

Тем не менее наши действия постоянно интерпретируются ошибочно. В то время как Россия начала стремительный переход к рыночным принципам, нас обвиняют в политизации энергетической сферы.

Пришло время всем нам начать двигаться вперед, следовать общим правилам и совместными усилиями выработать политику энергетической безопасности. Конечно, нам не удастся полностью согласиться по каждой детали, но нужно надеяться, что мы достигнем договоренностей по важнейшим элементам программы энергетической безопасности.

Во-первых, необходимо решить вопрос справедливой цены. Мы полностью согласны с нашими партнерами на Западе в том, что советские субсидии и безудержное потребление нужно оставить позади. В течение 15 лет, прошедших после распада Советского Союза, Россия субсидировала экономики многих бывших советских республик, поставляя им энергетические ресурсы за четверть мировой цены.

Дотации должны прекратиться не по политическим, а по экономическим причинам. Либерализация цен и отказ от практики субсидирования энергоносителей являлись ключевыми условиями вступления бывших советских республик во Всемирную торговую организацию, поскольку эти меры стимулируют применение энергосберегающих технологий и рост конкурентоспособности.

Во-вторых, мы должны обеспечить стабильные поставки всем потребителям в духе доверия, прозрачности и справедливости. Наш план строительства Северо-Европейского трубопровода по дну Балтийского моря продиктован стремлением диверсифицировать пути транспортировки газа в Европу. Мы уже заявляли, что будем уважать и скрупулезно выполнять наши обязательства перед европейскими потребителями энергии и будем следовать тем же правилам, что и все остальные.

Евросоюз в своей политике должен демонстрировать приверженность практике предоставления равноправного доступа на рынки, чтобы обеспечить энергетическую безопасность по всему континенту.

Ставки слишком высоки – мы не можем позволить себе откладывать рассмотрение вопросов энергетической безопасности. Почти два миллиарда людей в мире не получают современных энергетических услуг, а у многих нет даже электричества. Это лишает их доступа ко множеству благ современной цивилизации. Мы обязаны действовать сейчас, чтобы стабилизировать энергетические рынки, разрабатывать инновационные технологии, расширять применение возобновляемых источников энергии и защищать окружающую среду.

Мы должны добиться того, чтобы система поставок была долгосрочной, надежной и экологичной, а цены – приемлемыми и для потребителей, и для стран-экспортеров. Нам также следует выявить практические меры, которые обеспечат мировой экономике стабильный доступ к традиционным источникам энергии. При этом необходимы и усовершенствование программ энергосбережения, и разработка альтернативных источников энергии.

Когда я минувшей осенью побывал с визитом в Америке, меня принимали очень тепло. В своем недавнем выступлении в Фонде Карнеги за международный мир министр энергетики США Сэмюэл Бодман выразил поддержку избранному нами курсу. Он упомянул несколько областей, в которых, по его словам, “Россия и Соединенные Штаты сотрудничают ради обеспечения безопасности в мире”.

Будем надеяться, что в июле, когда лидеры держав “восьмерки” съедутся в Санкт-Петербург, они соберутся в духе серьезного диалога и практического сотрудничества и не позволят призракам холодной войны подорвать реализацию наших общих целей.

Для того чтобы взаимные интересы и совместные роли раскрылись полностью, все стороны должны позаботиться о том, чтобы устаревшие представления ушли в прошлое, что и позволит сформироваться новому облику сотрудничества. (FT, 8.05.2006)