Миссия-2005: не выполнена


Как понять президента

Ключевыми экономическими идеями прошлогоднего послания стали предложения Путина об амнистии капитала граждан и об ограничении участия иностранцев в стратегических секторах экономики. Путин поручил разрешить гражданам задекларировать накопленные капиталы, уплатив 13% подоходного налога и внеся соответствующие суммы на счета в российские банки. Закон об амнистии Минфин подготовил летом прошлого года, но он был отвергнут правительством. Новый вариант Минфин написал в середине марта, а неделю назад он был спешно внесен правительством в Госдуму. Руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов объясняет долгую подготовку закона трактовками слов президента – например, “все ли доходы могут быть легализованы”. Но уточнять такие вопросы “наверху” у чиновников не принято, рассказывает Орлов, “никто не хочет выглядеть идиотом и признать, что не понял, чего хочет президент”. К тому же у чиновников, отвечающих за бюджет, может быть сугубо фискальный интерес, отмечает Орлов и приводит в пример поручение президента двухлетней давности – отменить НДС с авансовых платежей. Вместо “авансовых платежей” правительство написало в законопроекте “предоплата”, и получилось, что формально поручение Путина выполнено, а на деле ничего не изменилось.

С законопроектом об ограничении иностранных инвестиций оказалось еще сложнее. В послании Путин поручил “определить те сферы экономики, где интересы <...> безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного, капитала”. Чиновники Минпромэнерго и Минприроды до сих пор не могут договориться о едином подходе к допуску иностранцев к стратегическим предприятиям и участкам недр, хотя к согласованию подключились уже даже зампреды правительства Дмитрий Медведев и Александр Жуков.

Партнер Salans Сергей Маринич говорит, что вопросов по-прежнему много: какие отрасли признать стратегическими, как контролировать инвестиции. “Сегодня с учетом глобального развития экономики трудно определить, где иностранцы, а где нет, – говорит эксперт. – К примеру, иностранцам запретят участвовать в предприятии с оборонной промышленностью, а как тогда быть с россиянином, который действует через иностранную компанию?” Но директор департамента ФБК Игорь Николаев полагает, что истинная причина затянувшихся согласований – в различной экономической идеологии чиновников: “Либеральные экономисты опасаются, что подобные ограничения притормозят экономический рост и негативно скажутся на инвестициях”.

Найти компромисс тут сложно, отмечает политолог Ростислав Туровский и добавляет: “Такие идеи выглядят красиво с политической точки зрения, но их реализация наталкивается на серьезные противоречия. Получается, президент действует по принципу: неплохо бы ввязаться в драку, а дальше посмотрим. Поэтому история с этим законопроектом может тянуться еще долго”.

Без практической пользы

Политические наказы Путина были выполнены быстрее. До конца года депутаты утвердили поправки к закону о парламентских расследованиях, отменяющие запрет на расследование в том случае, если соответствующие факты уже стали предметом уголовного или судебного следствия. Депутаты сетуют, что некоторые случаи так и остались за пределами компетенции участников парламентских расследований, например чрезвычайные происшествия социального характера. Пока Дума новыми правами не воспользовалась.

Не применялись на практике и поправки в закон о назначении губернаторов, которые позволяют победившей на региональных выборах партии представлять кандидата на пост главы региона (эту идею Путин тоже высказал в прошлогоднем послании).

Туровский предполагает, что опробовать новую процедуру предстоит парламенту Адыгеи в начале следующего года. “Политические инициативы из послания-2005 не провоцировали борьбу интересов и потому так легко принимались”, – говорит эксперт.

Картину испортила только история с законопроектом об информационной открытости государственных органов, который Путин просил принять “как можно быстрее”. Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин говорит, что после депутатского обращения к премьеру, которое было направлено месяц назад, чиновники обещали внести проект в кратчайшие сроки. “Наша позиция в том, чтобы раскрывалось как можно больше информации, но у всех свои представления о пределах открытости”, – рассказывает Плигин. Он надеется, что в весеннюю сессию законопроект все же будет рассмотрен.

Приятный популизм

Успешнее всего чиновники справлялись с “народными” инициативами президента. “Налог на имущество, переходящее в порядке наследования, депутаты отменили в течение месяца после того, как этого потребовал в послании президент, – вспоминает Орлов. – Было даже соревнование с правительством, кто быстрее внесет этот законопроект”. Даже удивительно, почему раньше это в голову никому не приходило, иронизирует эксперт и напоминает, как депутаты пошли дальше и сократили перечень объектов, которые подлежат налогообложению при дарении. Справляются чиновники и с президентским поручением “в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза”. По расчетам эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игоря Полякова, если брать за основу период с декабря 2005 г. по декабрь 2008 г., то за это время зарплата бюджетников должна вырасти в реальном исчислении на 58%.

Не выполнено поручение “помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости” (гаражи, садовые дома, земельные участки). Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский говорит, что законопроект уже внесен правительством в Думу и до конца года “проблема будет решена”. “Эти инициативы очень привлекательны для населения и играют на руку не только президенту, но и депутатам в преддверии выборов, – считает политолог Алексей Макаркин. – Ту же налоговую амнистию граждане вряд ли оценят больше, чем отмену налога на наследование”.