Звездный курс: Пасха – белые ночи


Театр как будто вознамерился продемонстрировать свою крепость, силу и мощь перед лицом грядущих испытаний. Предстоят годы странствий. Логика Большого театра, который сначала построил новое здание, а уж потом поставил на ремонт старое, петербуржцев не увлекла. На пустыре, оставшемся от ДК Первой пятилетки и соседнего квартала, снесенных под Мариинку-2, спроектированную Домиником Перро, – тишина. Концертный зал на месте сгоревших театральных мастерских на улице Писарева, призванный хотя бы отчасти решить проблему своего дома, наоборот, бурно строится, открытие запланировано на июнь, однако пока назвать официальную дату мариинские люди опасаются. Во всяком случае, ни один из объявленных концертов там пока не значится.

Когда несколько лет назад после затяжного ремонта открылся Театр музыкальной комедии, поползли слухи, что Валерий Гергиев положил на него глаз. Теперь же можно положить не только глаз, но и руку – правительство Петербурга назначило эту площадку одним из пристанищ Мариинского театра. Что нельзя не приветствовать – к примеру, запланированные на “Звездах” гала-концерты балета и концертное исполнение “Москвы, Черемушек” Шостаковича под управлением Гергиева уж точно лучше, чем собственный кошмарный репертуар Музкомедии.

Вторая временная площадка – ДК Ленсовета на Петроградской стороне. Это конструктивистское здание с огромной сценой, где в свое время играл выездные спектакли еще Кировский театр, вскорости (тоже после ремонта) даст крышу над головой Мариинке. Наконец, театр, и без того много гастролирующий, будет ездить еще больше.

Но пока – все дома.

Мало того, по традиции на “Звезды” слетаются со всего мира птенцы мариинского гнезда. В этом году – Владимир Галузин (“Паяцы”, премьера этого сезона, и сольный концерт), Лариса Дядькова, Николай Путилин, Василий Герелло. Из гостей, уже знакомых публике, – Рене Флеминг (участвовавшая в гала по случаю 300-летия СПб) и Рене Папе, который на предыдущем фестивале грандиозно спел Гурнеманца в “Парсифале”. Нынче он предстанет королем Филиппом в “Дон Карлосе”, Флеминг же даст концерт с Мариинским оркестром п/у Валерия Гергиева. Вновь на “Звезды” приедут пианисты Ефим Бронфман и красавец Цимон Барто, впервые – Денис Мацуев и выдающееся драматическое сопрано Мария Гулегина (ради Абигайль в “Набукко”).

Если театральная часть фестиваля интересна прежде всего составами, то симфоническая – программами. Естественным образом в год своего столетия главным автором станет Шостакович. Все 15 его симфоний будут сыграны под управлением Эсы-Пекки Салонена, Мариса Янсонса, Кристофа Эшенбаха, Пааво Ярви, Максима Шостаковича и, разумеется, самого Гергиева, который встанет за пульт не только своего оркестра, но и Лондонского симфонического, которым ему предстоит руководить. Само собой, представят всю имеющуюся репертуарную наличность: “Нос”, “Катерину Измайлову”, “Ленинградскую симфонию” (в ней дебютирует Ульяна Лопаткина), “Барышню и хулигана”. Ассистент Форсайта, ставивший его программу, Ноа Д. Гелбер прижился в Мариинском театре и, в частности, сочинил балетик “Шинель” по Гоголю” на музыку Шостаковича – его показали в программе “Новые имена” в рамках фестиваля “Мариинский” минувшей весной, покажут и сейчас; а кроме того, премьеру “Золотого века”, еще одного шостаковичевского балета в постановке Гелбера. Наконец, Шостаковича будут исполнять “Солисты Москвы” с Юрием Башметом.

В целом афиша фестиваля напоминает парад возможностей – они представляются безграничными! В опере – от грандиозной вагнеровской тетралогии “Кольцо нибелунга” до изящнейшего “Путешествия в Реймс” Россини. От “Бориса Годунова” (возобновление спектакля Андрея Тарковского, к чьей версии благоразумно вернулись после бессмысленных и бездарных последующих упражнений на эту тему) до хрупкого “Поворота винта” Бриттена. То же и в балете: три блока – “Императорский” (дореволюционные постановки), “Кировский” (made in USSR) и “Мариинский” (новинки последних полутора десятилетий: Баланчин, Форсайт) – наглядно демонстрируют фантастический универсализм труппы. Право, Мариинский театр – целая цивилизация, и будем надеяться, несмотря на предстоящие трудности, что судьба Атлантиды ее все-таки минует.