Декларация независимости


Несколько лет назад владелец компании Miele Рудольф Миле рассказал мне забавные факты из истории стиральных машин. Как известно, первую в Европе стиральную машину выпустил его дед Карл Миле в 1901 году. Выглядела она как обычная деревянная бочка с вращающейся внутри крестовиной, которую сегодня назвали бы активатором. Приводился механизм в действие простым ручным приводом. Если говорить правильно, то Карл не выпустил, а впервые запустил в серийное производство давно известную немецким крестьянам конструкцию, которую они мастерили для своих жен. Тем более ничего нового им придумывать не пришлось – такая стиральная машина выглядела точь-в-точь как молочный сепаратор для взбивания масла. Так вот, Рудольф Миле вспомнил, что его компания до 1917 года довольно успешно экспортировала такие машины в Россию, где по большей части они использовались именно как маслобойки.

Через некоторое время крестьяне стали прилаживать к стиральной машине простейший ременный привод, благо паровая машина в начале прошлого века имелась практически в каждом крепком фермерском хозяйстве, и процесс стирки наконец-то был механизирован. Удивительно, но этот прогресс коснулся только сельских жительниц. Для европейских горожанок почти до 50-х годов продолжали выпускаться бочкообразные деревянные машины с ручным приводом – тут фантазия изобретателей не знала границ: приводы были рычажные и циркулярные, с противовесами и без, рассчитанные на одного человека и снабженные двуручным рычагом-коромыслом, аналогичным приводу дрезины. В зажиточных высокогорных швейцарских деревушках такие машины находили спрос и в 60-е годы – электричество туда подвели только с развитием горнолыжной индустрии.

А вот привычную нам электрическую стиральную машину придумали американцы в начале все того же XX века. Поначалу электродвигатели располагались снаружи машины, что было довольно опасно – выплескивающаяся вода часто заливала двигатель и приводила к замыканиям сети и летальным исходам. Только в 30-е годы двигатель стали помещать в герметичный корпус и стирка превратилась в безопасное занятие. В 1937 году американская компания Bendix впервые выпустила на рынок полностью автоматическую машину, на долгие десятилетия ставшую классикой: загружающийся сверху барабан, внизу которого крутился активатор.

Сказать, что стиральные машины были приняты женщинами с восторгом, – не сказать ничего. Суфражистки писали про них огромные статьи, их обсуждали философы и политики. Чтобы подчеркнуть свою независимость от ручной стирки белья, обладательницы стиральных машин стали красить ногти ярко-красным автомобильным лаком, надолго ставшим в Америке символом эмансипации. В 1961 году Bendix представила мировой хит – стиральную машину DRS с фронтальной загрузкой, а компания Seeburg разработала таймер. Человечество, даже не заметив того, получило первого бытового робота – он сам стирает и выжимает белье. С тех пор в стиральных машинах мало что изменилось – разве что часовой механизм уступил место компьютеру.

Год назад в Ганновере я видел стиральную машину будущего. Внешне она ничем не отличается от вашей стиральной машины. Весь ее секрет в электронный бирках, которыми планируется в ближайшее время снабжать одежду. Достаточно просто бросить белье в машину и закрыть дверцу. Она сама считает состав тканей, приготовит из компонентов особый состав стирального порошка и выстирает белье оптимальным способом. А если типы белья в машине несовместимы, сообщит вам об этом на немецком языке. Не понимаете? Не расстраивайтесь – стиральные машины будущего выучат русский быстрее, чем вы – немецкий.