Как накормить волка-вегетарианца


«А можно я сегодня вечером поиграю на компьютере?» – каждый день спрашивает моя четырехлетняя дочь. «Можно», – говорю я и в ответ стараюсь побыстрее придумать просьбу, которую при других обстоятельствах Соня выполняла бы полдня. За разрешение поиграть на компьютере она готова убрать одежду для Барби, разбросанную по всей комнате, детскую посуду и даже кубики младшего брата. И проделывает все это с неимоверной скоростью.

На освоение компьютера у ребенка ушел от силы час. Главное – объяснить принцип действия мышки и обозначение некоторых символов на экране. Соня еще не умеет читать, но в три секунды выходит из игры и выключает компьютер, нажимая на крестики, «да» и «нет» (мое присутствие необходимо только для того, чтобы включить компьютер и вставить диск). За компьютером ребенок может сидеть строго определенное количество времени: по словам детского психиатра Елены Вроно, без перерыва перед монитором (даже самым безопасным) можно проводить 15–20 минут, в день – не более 60 минут. В промежутке необходимо заняться чем-то принципиально другим – погулять, поесть, поиграть с другими детьми.

Компьютерных игр сейчас великое множество. Есть даже «развивалки» для двухлетних. Выбрать игру в магазине сложно – описание на коробочке не дает полного представления и зачастую покупаешь «кота в мешке». Сначала я думала, что все это пустая трата времени, но потом стало ясно, что в любой, даже очень простой игре у ребенка вырабатывается важный навык принятия собственного решения – пусть сейчас оно касается цвета юбки или длины волос у Барби.

Первой игрой у нас как раз и была «Барби. Салон красоты». Полчаса нашей постоянно скачущей, визжащей и ни на секунду не умолкающей дочери не было слышно вообще. Единственное, что напоминало о ее существовании, это механический голос из компьютера: «Как красиво, а теперь перейдем в зал причесок». Иногда, правда, раздавался дикий крик: «Уйди, ничего не трогай. Мама, он опять нажал какую-то кнопку, и теперь нет звука». Пришлось вмешиваться и отвлекать Колю машинками, чтобы его сестра могла подстричь Барби. Еще одна любимая игра – «Принцесса и нищенка». Как-то раз Соня пошла на дневную прогулку с няней, а компьютер остался невыключенным. Я не удержалась и на вопрос «Вы действительно хотите выйти из игры?» ответила «Нет». И два часа не могла оторваться от приключений Эрики и Анны-Лизы, которые готовятся к коронации в сказочном королевстве.

Четырехлетнему ребенку в игре интересен не результат, а процесс – он находится внутри мультика, которым можно управлять. По мнению семейного и детского психолога Гражины Будинайте, это как раз тот возраст, когда у ребенка просыпается интерес к тому, как все устроено. Поэтому в «ходилке» «Тилли и Вилли», где надо собрать побольше фруктов для волка-вегетарианца, Соня может по нескольку раз отправлять двух смешных бобрят в одно и то же место, потому что ей нравятся цветные движущиеся картинки с водопадом, мельницей и прудом с лягушками, а конечная цель ее совершенно не интересует. Иногда приятно вообще никаких заданий не выполнять, а просто чему-нибудь поучиться. В игре «Мышка Мия – юный дизайнер» конечной цели нет, зато можно рисовать (красками, карандашами, фломастерами, чем душе угодно), делать смешные открытки и объявления.

Можно и просто повозиться с программой Word или с обычной рисовальной программой. У Сони это называется «Я работаю». Наблюдая за подобными простыми действиями, я и сама узнала много нового о возможностях своего компьютера. «А я так не умею», – искренне сказала бабушка, удивляясь тому, как Соня закрашивает фон рисунка в свой любимый розовый цвет. – «Бабуль, я еще немного поработаю и потом тебя научу», – ответила Соня, и мне стало очевидно, что именно так вскоре и произойдет.

Магазины с большим ассортиментом детских компьютерных игр

«Умный ребенок», Новокузнецкая ул., 32, стр. 3А

«Маленький гений»:

Б. Козихинский пер., 6;

ул. Декабристов, 12, ТЦ «Золотой Вавилон»;

Митино, ТЦ «Ладья», Дубравная ул., влад. 34/29;

Жулебино, ул. Авиаконструктора Миля, 11;

«Детский мир», Театральный пр-д, 5