Знакомые проблемы


Подорожавшая c 2002 г. на $40/барр. нефть позволяет шести странам Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты) получать гигантские сверхдоходы, пишет экономист GS Ахмет Акарли в опубликованном на прошлой неделе докладе “Персидский залив: как справиться с сверхприбылью от нефти”. За последние четыре года суммарное превышение экспорта над импортом в этих странах выросло вшестеро, до $150 млрд (с 7% до 24,6% общего ВВП), а бюджетные доходы от нефти – со $132 млрд до $300 млрд, подсчитал Акарли.

Приток денег позволил странам Залива запустить масштабные инфраструктурные проекты, увеличить бюджетные выплаты населению. В Дубае, который чиновники ОАЭ хотят превратить в финансовую столицу Ближнего Востока, началось строительство Международного финансового центра. В саудовском бюджете резко выросли траты на медицину, образование (в 2006 г. – 26% всех расходов бюджета) и инфраструктурные проекты. Четверть денег на образование тратит и бюджет ОАЭ. И все же рост бюджетных расходов (за те же четыре года – с $119 до $179 млрд) заметно отстает от роста доходов. Поэтому бюджетный профицит шести стран вырос на порядок – с $13 до $120 млрд (19,8% ВВП), пишет Акарли. Но страны Залива еще прочнее сели на нефтяную иглу. Вместе с ростом трат увеличилась и минимальная цена нефти, позволяющая им сводить бюджеты без дефицита: за четыре года она выросла с $23 до $35 за баррель, и в 2007 г., по оценке Акарли, может достичь $47/барр.

Нефтяные сверхдоходы не только наполняют государственные закрома, но и подстегивают рост экономики – в 1992–2002 гг. ВВП стран Залива рос в среднем на 3,6% в год, в последние три года – на 5,7%, а в 2005 г. – на 7%. Чиновники стимулируют рост экономики за счет снижения налогов, роста инвестиционных и социальных расходов, пишет Акарли. Способствует росту и политическая стабильность: богатеющее население горячо поддерживает правящие монархические режимы. А приток денежной ликвидности позволяет банкам наращивать кредиты частному сектору – с 2000 по 2004 г. они выросли в полтора раза. Растущие золотовалютные и бюджетные резервы страны Залива, в отличие от Китая и России, вкладывают в основном в акции (порядка $273 млрд за четыре года), а не в более надежные гособлигации западных стран (вложено $51,5 млрд). Страны Залива переживают не первый в своей истории нефтяной бум и более опытны в плане инвестирования государственных сбережений, отмечает экономист GS Рори Макфаркхар.

Не миновали нефтедоллары и фондовые рынки самих стран Залива. “Местные инвесторы вложили в акции очень много денег – в том числе взятые в долг у банков”, – констатирует Акарли. Поэтому акции сильно выросли в цене, а затем началась коррекция – в Саудовской Аравии и Кувейте прошлой осенью, а в ОАЭ – почти на год раньше. С конца февраля в Саудовской Аравии началось обвальное падение – капитализация упала вдвое, на $380 млрд. Кризис может перекинуться и на банки, признает директор саудовского финансового агентства Хамад Сауд аль-Саяри. Из-за коллапса фондового рынка упадут прибыли небольших банков, много инвестировавших в акции, говорит Махамед аль-Набарауви, аналитик инвесткомпании Shuaa Capital. Потеряют деньги и простые жители стран Залива, из-за чего им придется умерить потребительские расходы, констатирует Акарли. Этот фактор и дефицит добывающих мощностей, по его прогнозу, приведут к снижению в 2006 г. темпов роста ВВП в Заливе до 5,5%.

Экономическое развитие стран Залива – утрированная версия того, что происходит в России, отмечает Макфаркхар. Россия тоже наслаждается огромным профицитом бюджета (в 2005 г. – 7,5% ВВП), долларовая стоимость экспорта ежегодно увеличивается примерно на треть, нефтедоллары ускоряют рост стабфонда, резервов ЦБ, фондового рынка и кредитов, а в Москве тоже строится Сити. “Но прямая аналогия обманчива – в России все же намного более диверсифицированная экономика”, – говорит Макфаркхар. Поэтому экономика стран Залива реагирует на движение цены нефти быстрее и сильнее. Этим отличия не исчерпываются: страны Залива смелее тратят государственные деньги на развитие инфраструктуры, а в России опасаются, что если уж начнут тратить накопления – то потратят все. (Использованы материалы FT.)