Аббас оценил послание Путина


Аббас стал вторым зарубежным гостем Путина в сочинской резиденции после президента Узбекистана Ислама Каримова. Как и Каримов, Аббас похвалил Путина за удачное обращение к Федеральному собранию, внешнеполитические фрагменты которого “свидетельствуют о решимости России <...> вновь вернуть то место, которое она заслуживает в мировой политике”.

Аббас напомнил, что Россия всегда “в критические моменты” оказывалась на стороне палестинцев, и поблагодарил Путина за оказанную помощь во время “тяжелейшего экономического кризиса”. Россия первой из стран – участниц квартета по ближневосточному урегулированию направила в мае Палестинской автономии $10 млн на медицину и образование, в то время как США и европейские страны прекратили дотировать палестинский бюджет после победы на парламентских выборах движения “Хамас”, которое на Западе было признано террористической организацией. По словам замминистра иностранных дел Александра Салтанова, на встрече с Путиным Аббас подтвердил, что “деньги получены и уже используются”. Он рассказал, что о дополнительной финансовой помощи Путина не просил, но если “поступят конкретные обращения [от Палестины], то они будут изучены”. Однако, по данным источника, близкого к МИД РФ, Москва уже готова предложить палестинцам следующие $10 млн, а также поставки продовольственных продуктов.

На встрече с Путиным Аббас подчеркнул, что единственный способ урегулирования палестино-израильского конфликта – “это путь переговоров”. Но представители “Хамас”, сформировавшего палестинское правительство, не раз заявляли о “сопротивлении оккупации” и пересмотре соглашений с Израилем. Во время визита в Москву в начале марта председатель политбюро движения Халед Машааль заявил, что условием мирного договора с Израилем может стать только готовность израильтян уйти со всех оккупированных в 1968 г. территорий, закрыть поселения, разрушить разделительную стену и освободить палестинских заключенных. Салтанов полагает, что сгладить противоречия в палестинском руководстве поможет “идея национального диалога между палестинскими партиями и движениями”. Но о попытке наладить взаимодействие с “Хамас” российские чиновники не жалеют. Салтанов рассказал “Ведомостям”, что “контакты (с представителями “Хамас”) происходят регулярно”. “Неправильно загонять реальность в угол, а, наоборот, нужно взаимодействовать”, – отметил чиновник. Салтанов надеется, что рано или поздно “Хамас” согласится признать право Израиля на существование и достигнутые ранее соглашения с этой страной.

Бывший министр экономики в правительстве Аббаса Саиб Банья считает, что Россия, один из участников квартета по ближневосточному урегулированию, могла бы помочь, “убедив израильское правительство возобновить переговорный процесс и отказаться от одностороннего плана размежевания”. Политик отмечает, что в автономии благодарны России “не только за $10 млн и за готовность предоставить дополнительную помощь”. “Главное, – убежден он, – это сигнал международному сообществу, что санкции не только не изолируют “Хамас”, но и создают прекрасную среду для успешной деятельности экстремистов”. С этим мнением согласен и генеральный директор палестинского аналитического центра Applied Research Institute-Jerusalem Джад Айзак: “Россия могла бы сыграть важнейшую роль, если бы убедила администрацию США в неэффективности их политики”. Политика России приводит к тому, что позиция “Хамас” начинает постепенно смягчаться, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов.