Мятежная индустрия


По сравнению с уровнем 2005 г. промпроизводство в январе – марте 2006 г. упало на 8,8% – примерно до $320 млн, сообщает национальный статистический комитет. Наибольший вклад в падение внесла горнодобывающая отрасль, где выпуск снизился на 13,6%. В этом ключевом для небольшой киргизской экономики секторе доминирует киргизско-канадское золотодобывающее предприятие Kumtor Gold Company, обеспечивающее 34% промпроизводства страны, 6,2% ее ВВП, а в последние три года – 7–10% доходов бюджета. Добыча у KGC в I квартале упала на 37% до 2763 кг. По словам гендиректора Centerra Gold Inc. (управляет месторождением) Лена Хоменюка, причина спада – истощение запасов и низкое содержание золота в добываемой руде. Завсектором Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает причиной спада еще и сокращение инвестиций в разработку месторождения. Но представитель Centerra Наоми Намас заявила “Ведомостям”, что переворот в Киргизии не повлиял на реализацию инвестиционных программ.

Для компенсации падения производства на Кумторе правительство Киргизии планировало начать активную разработку новых месторождений – Талды-Булак Левобережного и Джеруя. Но эти планы задерживает политическая нестабильность: британская компания Oxus Gold plc, получившая право на разработку Джеруйского месторождения еще при президенте Аскаре Акаеве, была лишена лицензии вскоре после его свержения. Новый владелец лицензии – австрийская Global Gold объявила о намерении начать добычу до конца 2006 г. (Oxus планировала сделать это годом раньше), но ей предстоит еще выдержать судебные тяжбы с Oxus.

Политический кризис повлиял и на угледобычу – по сравнению с началом 2005 г. она снизилась на 41,5%. Причиной этого стал захват летом 2005 г. крупнейшего в стране угольного разреза Кара-Кече (обеспечивает 30% потребления страны) Нурланом Мотуевым, самопровозглашенным вождем горного племени саяков в Нарынской области. Предыдущий владелец разреза, непопулярный у саяков депутат парламента Камычбек Джолдобашев, был избит и изгнан, а отобранный у него Nissan-Patrol стал личным транспортом Мотуева. Поддержку саяков Мотуев обеспечил себе, выделив каждой семье в близлежащем селе Чаек по 25 т угля и объявив, что “Кара-Кече принадлежит народу”. Разрез перестал платить за электричество и перечислять налоги в бюджет. Безнаказанность Мотуева стала результатом его поддержки со стороны авторитета Рыспека Актамбаева, говорит Александр Князев из Киргизско-российского славянского университета. Друживший, по версии киргизской оппозиции, с президентом страны Курманбеком Бакиевым Актамбаев на прошлой неделе был убит, что чревато новым переделом власти в киргизской экономике, говорит Князев.