На пятки “Лукойлу”


Вчера “Роснефть” опубликовала результаты аудита своих запасов по классификации SPE (его проводила DeGolyer & MacNaughton). На начало 2006 г. чистые доказанные запасы компании составили 18,9 млрд баррелей нефтяного эквивалента, что на 18% больше, чем годом ранее. Как следует из сообщения “Роснефти”, прирост обеспечили газовые запасы, которые выросли в 3,5 раза – до 691 млрд куб. м газа. А вот нефтяные запасы почти не изменились и составили 14,9 млрд баррелей (2,05 млрд т) нефти. “Роснефть” активно ведет разведку и покупает новые активы и лицензии, объясняет увеличение запасов представитель компании Николай Манвелов.

По этому показателю (чистые доказанные запасы) “Роснефть” вплотную приблизилась к российскому лидеру отрасли – “Лукойлу”, доказанные запасы которого составляют 20,3 млрд баррелей нефтяного эквивалента (в том числе нефти –16,1 млрд баррелей). В мире среди частных компаний “Лукойл” занимает первую строчку по нефтяным и третью по совокупным запасам, напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. По совокупным запасам его обходят ВР с учетом доли ТНК-ВР – 22,7 млрд баррелей и Exxon – 21,9 млрд баррелей. А первые девять мест в общем списке занимают госкомпании стран ОПЕК. Лидеры здесь – Saudi Aramco (Саудовская Аравия) с запасами в 303 млрд баррелей, National Iranian Oil Company, NIOC (Иран) с 297 млрд баррелей и Iraq National Oil Company (INOC) – 134 млрд баррелей.

А по сумме вероятных и возможных запасов “Роснефть” даже обогнала “Лукойл” (10,9 млрд и 9,8 млрд баррелей нефтяного эквивалента соответственно). Его вероятные и возможные запасы в 2005 г. оценивались в 18,3 млрд баррелей нефтяного эквивалента. И если бы инвесторы оценивали стоимость доказанных запасов “Роснефти” так же, как ценят “Лукойл” (отношение капитализации к запасам), то “Роснефть” стоила бы сейчас $67,2 млрд (без учета ее долгов), подсчитал руководитель аналитического отдела ИК “Брокеркредитсервис” Максим Шеин.

В “Лукойле” достижения конкурентов комментировать отказались.

Компания грамотно представила данные запасов перед планируемым IPO, рассуждает Шеин. Хотя “Роснефть” могла бы распоряжаться запасами и более эффективно, полагает он. В 2005 г. госкомпания купила 25,9% “Верхнечонскнефтегаза” с доказанными запасами нефти в 201 млн т, напоминает он. Это значит, что только за счет этого актива “Роснефть” прирастила 50 млн т нефтяных запасов. А так как запасы нефти у компании в 2005 г. практически не изменились, значит, “Роснефть” восполнила практически всю прошлогоднюю добычу (74,6 млн т) за счет нового актива, рассуждает эксперт. А на собственную разведку пришлось только 30% прироста запасов нефти. Прирост газовых запасов, по его словам, для нефтяной компании не так важен – экспортировать газ может только “Газпром”, поэтому газовые запасы капитализировать сложно.

Кроме того, “Роснефть” решила подсчитать и ожидаемые прогнозные ресурсы на месторождениях, где еще не ведется разведка. Они составили еще 7,7 млрд баррелей нефтяного эквивалента. В число оцененных вошли шельфовые проекты – сахалинские, Западно-Камчатского шельфа, участки вблизи Ванкорского месторождения и др. Это месторождения, где еще не было даже сейсмической разведки, это слишком приблизительные прогнозы, предупреждает Шеин. По стандартам SPE возможные запасы означают 50% вероятности добычи, вероятные – 10%, говорит аналитик Альфа-банка Надежда Казакова. После скандала с завышением запасов Shell наиболее консервативные западные инвесторы, среди которых, например, пенсионные фонды, очень настороженно относятся к этой категории запасов, отмечает эксперт. На показатель прогнозных запасов, по ее словам, инвесторы обращают внимание только в том случае, если велика вероятность их разведки. То, что “Роснефть” учитывает в своей оценке геологический успех прогнозных запасов, привлечет внимание инвесторов, полагает Казакова.