Пираты не боятся


В конце апреля аппарат торгового представителя США Роба Портмена выпустил доклад, в котором назвал Россию вторым крупнейшим нарушителем антипиратского законодательства в мире. По оценке Международного альянса по интеллектуальной собственности (IIPA), в 2005 г. российские пираты нанесли американцам ущерб в $1,7 млрд. Президент IIPA призвал власти США не пускать Россию в ВТО, пока она не добьется “существенных успехов” в борьбе с пиратами. Аналогичное требование в письме Джорджу Бушу выдвинули в конце прошлой недели американские конгрессмены.

Пираты в законе

В прошлом году Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) попыталась прекратить работу российского сайта Allofmp3.com. Скачать песню на нем стоит примерно $0,1, альбом – $1, что на порядок меньше расценок служб вроде iTunes. Таких сайтов в Рунете много: Mp3zakaz.ru, Art-soft.ru, Mp39.com и т. д. По оценке исполнительного директора Национальной федерации производителей фонограмм Алексея Угриновича, на легальный контент приходится не более 2%.

IFPI обратилась в суд, но оказалось, что бизнес Allofmp3.com вполне легален. Закон “Об авторском праве” регулирует распространение фонограмм только на материальных носителях (дисках, кассетах). В феврале в правительство поступил проект изменений, которые вводят в закон понятие цифровой фонограммы, рассказывает руководитель Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. Но вовсе не факт, что эти поправки помогут. Allofmp3.com делает отчисления Российскому обществу по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), которое в соответствии с тем же законом осуществляет коллективное управление правами. “Мы находим правообладателей и заключаем с ними договоры”, – рассказывает гендиректор РОМС Олег Нексус. Правда, некоторые компании, например Universal Music, отказываются получать отчисления, ссылаясь на то, что не уполномочивали РОМС действовать от своего имени, сетует он. Но по российским нормам это и необязательно. А менять ситуацию никто не собирается: внесенный в правительство проект части 4 Гражданского кодекса допускает существование обществ коллективного управления правами. При этом закон “Об авторском праве” обязывает такие общества выдавать продавцам лицензии, разрешающие им предоставлять записи от имени всех правообладателей, “включая и тех, кто не передавал данной организации полномочий”, указывает представитель ФАИР – еще одного общества по коллективному управлению правами. ФАИР сотрудничает со многими интернет-порталами – например, с MP3Search, который тоже продает песни по $0,1.

В Allofmp3 и РОМС хранят спокойствие. “Мы готовы адаптировать бизнес к изменениям законодательства”, – говорит представитель Allofmp3. “Когда вступят в силу нормы ВТО, мы будем думать, как действовать, но вряд ли это случится скоро”, – вторит ему Нексус.

Пираты вне закона

Российские власти не могут добиться соблюдения даже имеющихся антипиратских норм. Закон запрещает производство и продажу дисков без согласия правообладателей, но доля контрафакта не падает ниже 80%, сетует замдиректора Российской антипиратской организации (РАПО) Виктор Злотя.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) устанавливает общие требования к системе надзора за исполнением законов об интеллектуальной собственности, но какие санкции применять, страны решают сами. В России с конца 2005 г. повышен с 40 до 200 МРОТ штраф для должностных лиц по делам о нарушении авторских прав. Кроме того, по словам источника в правительстве, МВД разрабатывает поправки в Уголовный кодекс, повышающие максимальный срок заключения для пиратов с пяти до шести лет.

Но санкции не действуют. По данным РАПО, в 2005 г. было возбуждено 5000 уголовных дел против пиратов, а в тюрьму не посадили и 10 человек. Есть ряд норм, затрудняющих борьбу с пиратством, объясняет советник министра экономразвития Юрий Любимов. Например, обнаружив цех по производству контрафакта, милиция часто не может конфисковать оборудование, поскольку оно принадлежит третьим лицам. Непросто бывает доказать, что пиратская продукция выпущена с целью сбыта. “В ближайшее время мы предложим поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, чтобы решить эти проблемы”, – обещает Любимов.

“Если диски и оборудование будут тут же уничтожать, а изготовителей и продавцов – сажать, мы свернем бизнес”, – признает сотрудник фирмы, тиражирующей пиратские диски. Впрочем, возможно, так далеко дело не зайдет. Китай, вступая в ВТО, тоже обещал побороть пиратство. И пять лет спустя стоит в контрафактном списке торгпреда США на первом месте: американцы пострадали от него на $2,3 млрд.