Россия пересядет на иномарки


Сейчас в России пошлины на новые автомобили составляют 25% плюс 1 евро за каждый кубический сантиметр двигателя. На пятый год после вступления в ВТО ставка снизится до 17%, на седьмой – до 15%. Пошлины на основные компоненты – детали двигателя и трансмиссии, кузова, мосты, колеса – останутся неизменными – 5–15%, а на менее значимые – пластик, сиденья – снизятся на 5% в течение 3–5 лет. “Чтобы выторговать льготные цены на энергоносители для внутреннего рынка, пришлось чем-то поступиться. Поступились автопромом”, – поясняет сотрудник Минэкономразвития (для сравнения: в Китае после всех продиктованных требованиями ВТО снижений пошлина на импорт автомобилей составит с 1 июля этого года 25%).

Но пока Россия в ВТО не вступила, а ее рынок быстро растет. В 2005 г. было продано 1,57 млн новых легковых машин, к 2010 г. будет 2,17 млн, считают в Минэкономразвития. По прогнозу аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, в 2014 г. эта цифра достигнет 3,4 млн. Чтобы подстегнуть интерес иностранцев, правительство в прошлом году приняло постановление о промышленной сборке автомобилей. Его суть сводится к тому, что автоконцерны, создающие производство не менее чем 25 000 машин в год, получают право ввозить компоненты беспошлинно или по низкой 3%-ной ставке. Максимальный срок действия соглашения – семь лет. За это время инвесторы должны либо локализовать выпуск деталей, либо потом вновь начать импортировать их на общих основаниях. Льготы уже получили “Северсталь-Авто” (имеет лицензии на выпуск Ssang Yong, Fiat, Isuzu) и “ИжАвто”, выпускающий Kia Spectra. Ждут своей очереди Renault, Chery, ТагАЗ (собирает Hyundai), “GM-АвтоВАЗ” и Toyota. Напомнив, что прием заявок на режим промсборки будет прекращен этим летом, Минэкономразвития заставило поторопиться Nissan и Volkswagen – в апреле оба объявили о решении открыть производство в России. .

В Минэкономразвития надеются, что за семь лет иностранцы локализуют производство. “Это будет выгоднее, чем импорт”, – утверждает другой чиновник этого ведомства. “Производство ковриков, сидений и других мелких деталей иностранцы локализуют, а до крупных автокомпонентов дело не дойдет. Когда льготный режим кончится, они опять начнут завозить их из-за рубежа”, – возражает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Другие эксперты с ним не согласны. По данным Минпромэнерго, к 2010 г. в России будет выпускаться около 1 млн иномарок в год. “Такие объемы наверняка привлекут в страну и крупных производителей компонентов”, – замечает генеральный менеджер по маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов.

Но Коровкин идет еще дальше. “Инвестиции, которые Nissan, Toyota и другие собираются делать в строительство заводов (одно производство обходится в сумму до $300 млн. – “Ведомости”), – на уровне допустимых рисков. По окончании льготного режима они вообще эти заводы могут закрыть и перейти на импорт”, – полагает эксперт.

Представители автоконцернов это отрицают. Глава представительства Toyota в России Итиро Тиба утверждает, что его компания планирует “значительную” локализацию. PR-менеджер Nissan Татьяна Натарова отмечает, что удовлетворить специфический спрос россиян легче, имея производство внутри страны. “Производить иностранные машины внутри страны все равно будет эффективнее и дешевле, чем завозить импортные аналоги, с учетом расходов на логистику и все еще ощутимой пошлины в размере 15%”, – соглашается гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов.

Вне зависимости от того, что предпочтут иностранцы через семь лет – локализацию или импорт деталей на общих основаниях, рыночная доля отечественного автопрома радикально сократится. В 2005 г., по оценке Сахновой из Deutsche UFG, доля “АвтоВАЗа” (который делает до 78% российских легковых автомобилей) составила 35%. “Метрополь” прогнозирует, что новые российские легковые автомобили к 2010 г. будут занимать на рынке всего 28%, Тараканов из “Рольфа” обещает “АвтоВАЗу” в 2010 г. 25%, Сахнова в 2014 г. – 19%. Еще 1,1% будет у УАЗа, считает она, а остальное придется на иномарки, импортируемые и собираемые внутри страны.

Правда, пресс-секретарь председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник обещает, что “АвтоВАЗ” встретит конкурентов во всеоружии – разработает новые модели и расширит производство. А гендиректор “Русских машин” (владеет ГАЗом) Петр Золотарев возлагает надежды на партнерство с иностранцами: ГАЗ намерен по лицензии выпускать Chrysler Sebring и Dodge Stratus.