Торговля воздухом


Киотский протокол подписан в декабре 1997 г. Он ратифицирован 125 странами, включая Россию, и вступил в силу в феврале 2005 г. Протокол обязывает индустриально развитые страны за 2008–2012 гг. сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5%. Страны, загрязняющие атмосферу меньше установленных нормативов, могут продавать квоты государствам, выбрасывающим углекислый газ сверх ограничений.

Торговать между собой квотами страны и компании могут тремя способами, объясняет замгендиректора “Экополиса” Михаил Роганков. Развитые страны (ЕС, Канада, Япония, Россия и Украина) могут непосредственно торговать квотами друг с другом. Второй способ – “механизм чистого развития”, когда компания из развитой страны, заинтересованная в снижении выбросов, инвестирует в проект развивающейся страны, снижающий выбросы, а полученную “экономию” засчитывает себе. Третий механизм – “проекты совместного осуществления” – аналогичен второму, но финансируются при этом проекты в развитых странах. Отдельную биржевую торговлю воздухом с 1 января 2005 г. организовал ЕС. Торговать могут компании, расположенные в странах – членах ЕС, объясняет аналитик Point Carbon Хенрик Хасселнипе. Компании получают квоты на выброс парниковых газов, как и страны, и если они смогли сократить выбросы, то разница может быть продана на Европейской климатической бирже в Париже, говорит он (покупатели – компании, выбрасывающие больше положенного).

Объем торговли квотами в 2005 г. составил $10 млрд, подсчитал Всемирный банк, а в январе – марте 2006 г. – $7,5 млрд. Подавляющее большинство сделок было заключено в Европе (в 2006 г. – на $6,5 млрд), отмечает аналитик Всемирного банка Джари Вайранен. На втором месте по объему сделок торговля по механизму чистого развития ($886,8 млн в 2006 г.). Япония купила квот на 38% из этой суммы, далее идут Британия (15%), Италия (11%) и Нидерланды (8%). Среди продавцов лидирует Китай (66%) и Бразилия (10%).

Проекты третьего типа, в которых может участвовать и Россия, пока не осуществляются. Ведь лишние квоты есть только у России и Украины, а правила торговли пока не утверждены. Россия при этом отстает от Украины – там есть несколько проектов, которые утверждены и согласованы, есть и подписанные контракты, говорит директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. Около 30–40 российских компаний уже разработали проекты, сокращающие выбросы, и готовы заключать договоры с иностранцами, говорит начальник отдела экономики природной среды Минэкономразвития Олег Плужников. Каждый проект сокращает примерно 1 млн т выбросов, а стоимость тонны – 5–7 евро и совокупная стоимость проектов достигнет 150–280 млн евро, говорит он. Директор климатических программ Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин насчитал больше проектов – около 100. Впрочем, пока осуществлению этих проектов мешает отсутствие законодательного механизма, сокрушается чиновник одного из федеральных ведомств. А чиновник Минэкономразвития надеется, что поправки в закон об инвестициях в форме капвложений и постановление правительства будут приняты в 2006 г.

Предприниматели ждут этого момента с нетерпением и уже подобрали себе партнеров. “Экополис” подготовила проект в Кузбассе по использованию коксового газа, покупателем квот может стать финская корпорация, инвестиции составят 1,5 млн евро. Но начать проект без утвержденных чиновниками документов компания не может уже два года, сокрушается Роганков. Проект должен быть одобрен правительствами двух стран, только тогда соинвестор может засчитать себе сэкономленный объем квот, подтверждает чиновник Минэкономразвития. “Пока правительство медлит, желающих приобрести квоты не останется, – возмущается Кокорин. – Ведь мы конкурируем с китайскими и индийскими компаниями, которые уже вовсю привлекают инвесторов”.