Юбилеим как умеем


Программу юбилейных торжеств руководство Третьяковки объявило только вчера, и то не все до конца ясно – за часть мероприятий отвечает городской комитет по культуре, и каким будет завтрашний праздник в Лаврушинском, в галерее не знают. Зато свою бамбуковую инсталляцию, символизирующую движение к духовным высотам, перед входом в музей японский дизайнер Тетсунори Кавана уже начал монтировать.

Кульминация торжеств наступит на следующей неделе – галерея откроет три выставки. По крайней мере одну из них посетить стоит – принцип best of... сбоев не дает. “Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею” – выставка 100 шедевров русской живописи, собранных по всей стране. Покажут лучшее и предпочитаемое публикой из хранящегося не в столицах. Начнут владимирскими и новгородскими иконами, а завершат классиками авангарда. Будет Ге из Иванова, Левитан из Саратова, Малевич из Самары, Поленов из Якутска, Репин с Кандинским прибудут из Тюмени, Врубель – из Казани. Русский музей привезет своих репинских “Запорожцев” и еще четыре классических полотна. Часть из выставленных картин когда-то купил сам основатель Третьяковки, но при советской власти ими укрепили другие музеи.

Начал свою коллекцию Павел Михайлович Третьяков с мало удачной покупки – 10 мая (22 по новому стилю) 1856 г. приобрел “Стычку с финляндскими контрабандистами” заслуженно забытого художника В. Г. Худякова. Это событие и стали считать датой рождения галереи, открывшейся в качестве домашнего музея через 18 лет, а в качестве московского – только в 1893 г.

Но первый раз завещал свою галерею народу Павел Михайлович уже в 1860-м, когда собрание национальной живописи, приносящее “многим пользу, всем удовольствие”, только складывалось. В том же завещании он оставлял капитал и на приданое неимущим девицам, чтобы могли достойно выйти замуж. Так что понятно, почему через два года в его собрании появилась картина Василия Пукирева “Неравный брак”. Третьяков не раз писал, что выше всего ценит в искусстве правду, собирал коллекцию согласно своим убеждениям о народной пользе и решительными действиями надолго определил развитие русской живописи.

Братьям Павлу и Сергею Третьяковым будет посвящена историко-мемориальная выставка. Там обещано воссоздать атмосферу дома в Толмачах, где жил самый знаменитый покупатель и заказчик русской живописи и где персонажи картин передвижников являлись его дочерям в ночных кошмарах.

Еще одну выставку, из запасников галереи, откроют в Новом Манеже, чтобы показать, сколько еще картин не входит в постоянную экспозицию и что новое здание, которое обещано государством, надо побыстрее строить.

Из праздничных мероприятий, которые не пройдут вместе с юбилейными днями, – обновление постоянной экспозиции “Искусство ХХ века” на Крымском Валу. Заведующая отделом галереи Ирина Лебедева рассказала “Ведомостям”, что новая версия экспозиции будет ориентирована на зрителей, которые с трудом воспринимают “историю искусства на стенах” и быстро устают от традиционного хронологически-монографического принципа подачи. Им будет предложен более динамичный и зрелищный вариант, который представит искусство последнего столетия как логическую смену разных художественных проектов. Для облегчения восприятия разработан новый экспозиционный дизайн, способствующий смене визуальных впечатлений. Кажется, что именно такой вот поворот музея к публике и есть лучшее продолжение принципов Павла Третьякова, не просто собиравшего современную ему русскую живопись, но и понимавшего, для кого он это делает.