Альтернатива “Пассажу”


Один из старейших петербургских универмагов – “Пассаж” сменил владельца. ТПФ “Пассаж”, в долгосрочной аренде у которой находится 13 000 кв. м универмага, перешла под контроль московского предпринимателя Шалвы Чигиринского. А здание “Пассажа” вчера приобрела на аукционе за $50,5 млн компания “Дивието Лимитед” (см. статью на стр. Б7). Чигиринский рассказал, что компания вложит не менее $60 млн в реконструкцию универмага, которая продлится три года.

В декабре 2004 г. один из двух крупнейших в России торговцев предметами роскоши – компания Mercury арендовала на срок до 2022 г. другой старинный универмаг, “Дом ленинградской торговли” (ДЛТ) площадью около 9000 кв. м. Вскоре ДЛТ был закрыт на реконструкцию. Генеральный менеджер Mercury Александр Реебок сообщил вчера “Ведомостям”, что ДЛТ откроется через 1,5–2 года и превратится в подобие ЦУМа. “Пассаж” тоже не будет дешевым универмагом, утверждает Чигиринский. Оператором нового торгового центра станет московский ГУМ.

Реконструкция “Пассажа” приведет к тому, что покупательские потоки сменят направление. “После закрытия “Пассажа” клиент может пойти в такие торговые комплексы, расположенные в центре, как ТК “Сенная” или ТК “ПИК”, считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Петербурге Арина Сендер. По ее словам, увеличится также поток в “Гостином дворе”, последнем традиционном универмаге на Невском проспекте. Оборот “Гостиного двора”, который она оценивает в $30–44 млн в год, может вырасти минимум на 20–25%. Годовой торговый оборот “Пассажа” может составлять около $14–20 млн.

По оценке президента группы компаний “Аверс” Михаила Зельдина, после закрытия “Пассажа” оборот “Гостиного двора” может вырасти на 30%, а цены на аренду – на 20–40%.

“Гостиный двор” может воспользоваться ситуацией и повысить арендную плату на 30%”, – согласен представитель девелоперской компании Caspian в Петербурге Роман Львов. По его оценке, рост оборота БГД может составить до 50%. По данным агентства “Бекар”, аренда торговых площадей в “Пассаже” составляла $100–150 за 1 кв. м в месяц, а в “Гостином дворе” – $50–100.

По словам директора по брокериджу агентства “Бекар” Всеволода Глазунова, альтернативой универмагам в центре могут стать торговые комплексы на окраинах, а также бутики на Большом проспекте Петроградской стороны. Эксперт сомневается, например, что клиенты на автомобилях охотно поедут на Невский, где мало места для парковки, и напоминает, что в последние годы “Пассаж” терял популярность.

Зельдин тоже считает, что часть покупателей отправятся в торговые комплексы на окраины. Так могут поступить местные жители, но туристы не поедут в спальные районы и будут делать покупки в центре, полагает Львов.

Мотивом для того, чтобы делать покупки в “Пассаже” или ДЛТ, был, по его словам, “момент престижа”. В целом же коммерческие торговые комплексы могут стать альтернативой городским универмагам, поскольку ассортимент продукции схож.

В ТК “Сенная” дополнительного наплыва покупателей не ждут. “Если количество покупателей и вырастет, то не намного, у нас [с “Пассажем”] разные клиенты и торговые марки”, – говорит представитель ТК “Сенная”.

Владимир Пратусевич, председатель совета директоров компании “Петромир”, которой принадлежит ТК “ПИК”, не ожидает увеличения клиентуры в связи с закрытием “Пассажа”. Получить комментарии в “Гостином дворе” вчера не удалось.

Смена специализации традиционных универмагов закономерна, считают эксперты. Благодаря своему центральному расположению Невский обречен на постепенное заполнение дорогими торговыми марками, для которых важна имиджевая составляющая, говорит генеральный менеджер “Knight Frank – Санкт-Петербург” Олег Барков. В ДЛТ и “Пассаже” создаются дорогие торговые центры, а в Vanity Opera уже работает в подобном формате. В такой концентрации есть, по его словам, и определенный риск. Данные проекты достаточно крупные, они расположены недалеко друг от друга и ориентированы на достаточно узкую богатую аудиторию, а в Петербурге платежеспособных клиентов не так много, как в Москве, поясняет эксперт. По его словам, Невский проспект по-прежнему требует качественных торговых форматов в среднем ценовом сегменте.