Реабилитация заштампованных


На “Арт Москве” галерея XL, чьи заслуги в становлении современного отечественного искусства трудно переоценить, представила не новые и не декоративные работы. И большая инсталляция Олега Кулика (собранная из наклеенных на табуретки фотографий бульдога на фоне большого московского дома), и две синюшно-компьютерного цвета картины Дубосарского и Виноградова “Манекен под водой” – злые и печальные метафоры нашего времени. Елена Селина, владелица галереи, к искусству относится серьезно и хочет, чтобы критики и зрители поступали так же. Почему, она объяснила “Ведомостям”.

– Вы только что открыли в Московском музее современного искусства большую персональную выставку Айдан Салаховой – почему она проходит параллельно с “Арт Москвой”?

– Мне кажется, что создалась печальная ситуация. К нашим художникам журналистами и критиками приклеены ярлыки, которые давно устарели. Однажды найденные, пусть и удачные, формулировки живут годами, а художники меняются. Кулик у них по-прежнему человек-собака, а он уже много лет не кусается и делает в скульптуре, например, очень серьезные вещи – такие, как Лев Толстой с курами. Про Виноградова и Дубосарского пишут только, что они работают на заказ, а у них идет уже четвертый период творчества. Айдан Салахова – самый уязвимый персонаж: она и красавица, и светская дама, и член Общественной палаты, и дочь народного художника СССР Таира Салахова (тут же дается пара пинков папе), и феминистка, и пишет она одалисок.

– А разве не так?

– Да нет, какая же она феминистка, она показывает женщину и ее мир изнутри, и не только восточную женщину. Она тонкий и глубокий художник. Для того чтобы эти штампы сломать, показать художников серьезно, мы и решили вместе с музеем сделать серию персональных выставок. Во время “Арт Москвы” начать такой проект удобно – на ярмарку приезжает много гостей, западных галеристов. К тому же можно наглядно продемонстрировать, что о художниках следует судить не по паре работ на ярмарке, а по большой выставке.

– Но самые заштампованные художники – самые популярные. Удачные журналистские формулировки и светская жизнь делают их известными.

– Но прежде всего их делают известными удачные, глубокие, умные работы. Те, кого мы будем показывать в нашем проекте, рассчитанном на два года, – не забавные персонажи, а настоящие художники. Костя Звездочетов, Борис Орлов, Виктор Пивоваров, Мамышев-Монро, те же Кулик, Виноградов и Дубосарский давно заслужили, чтобы замотанные, бегающие с выставки на выставку критики остановились, подумали и нашли для них новые слова.