Закон для инсайдеров


Торговля с использованием инсайдерской информации, по словам участников рынка, распространена на нашем рынке, хотя самого понятия “инсайд” в российском законодательстве нет. Например, в апреле 2003 г. акции “Сибнефти” взлетели на 20%, а спустя неделю было объявлено о ее слиянии с ЮКОСом. Инсайдеры были, есть и будут, тем более что у нас это ненаказуемо, категоричен трейдер крупной инвесткомпании. Руководитель ФСФР Олег Вьюгин признавался, что его подчиненные не раз замечали сомнительные сделки на рынке. Но поймать инсайдера за руку чиновникам ни разу не удалось. Мириться с этим они не согласны и уже подготовили проект закона об инсайдерской информации. Его текст имеется в распоряжении “Ведомостей”.

Законопроект называет инсайдерской нераскрытую информацию о случившихся или вероятных событиях, затрагивающих эмитента, управляющую компанию, фонд или финансовый инструмент, если раскрытие этой информации может “существенно повлиять на динамику и формирование цен на бирже”. Изменения цен, которые признаются существенными, будет определять ФСФР. Инсайдерами предлагается считать всех (в том числе юрлиц), кто имеет доступ к инсайдерской информации, например, в силу служебного положения, в том числе членов совета директоров и правления, акционеров, депутатов, чиновников, сотрудников Центробанка, брокеров, биржевиков, аудиторов, оценщиков и даже журналистов, участвующих в раскрытии информации. К инсайдерам относятся и те, кто может получить информацию от инсайдера, в том числе люди, с которыми проживает инсайдер и его близкие родственники. Распространять инсайдерскую информацию до ее раскрытия будет запрещено. Компаниям, профучастникам и госучреждениям придется вести списки инсайдеров и направлять их в ФСФР, а сами инсайдеры должны будут отчитываться перед службой обо всех сделках с бумагами, инсайдерской информацией о которых они располагают.

Как и хотел Вьюгин, у регулятора появятся новые полномочия. Сотрудники службы смогут требовать документы, записи переговоров и показания, если это необходимо для выявления нарушений, получат право доступа в любые компании и госучреждения и привлекать милицию для оперативно-розыскной работы. Если нарушение будет доказано, ФСФР сможет приостанавливать или отзывать лицензию профучастника или останавливать торги по отдельным бумагам.

Сами инсайдеры в случае незаконного распространения информации должны будут возместить ущерб (причем компании и госучреждения несут ответственность за своих сотрудников, если сами являются инсайдерами), и у них будут изъяты прибыль и непонесенный убыток. Им будет также грозить административная или уголовная ответственность. Правда, с видом наказания пока ясности нет, говорит источник в ФСФР: поправки в КоАП и УК начнут разрабатываться лишь после одобрения базового закона.

С его одобрением рынок станет более прозрачным, уверен гендиректор UBS Securities Марлен Манасов: “Даже сам факт существования такого закона важен для иностранных инвесторов как признак зрелости рынка”. Поддерживает законопроект и НАУФОР, говорит председатель правления Алексей Тимофеев. “Я бы не преувеличивал значение проблемы инсайда, но она существует, и с ней надо бороться, надо создавать инвесторам комфортные условия”, – говорит управляющий директор “Тройки Диалог” Жак Дер Мегредичян.

Правда, в таком виде закон не будет работать, полагает зампред совета директоров ПАРТАД Петр Лансков: “Попытка благородная – за нее спасибо, но она обречена на провал. Понятие инсайда трудно сформулировать в четких терминах, а формулировки типа “существенно” или “с долей вероятности” позволят нашим коррумпированным или некомпетентным судьям или чиновникам трактовать его слишком вольно”. С этим соглашаются чиновники, с которыми ФСФР предстоит согласовать проект – его еще должны одобрить Минфин, Минэкономразвития. “Слишком много расплывчатых определений, – отмечает сотрудник одного из этих министерств. – Например: что такое “существенное воздействие на цены”? Кто это будет решать? И как это определить, если рынок сам по себе упал на 5%? И так повсюду – в этом виде закон не заработает”. Чиновник даже не исключает, что такой закон, в принципе, нельзя написать так, чтобы он был эффективным – слишком сложно понятие инсайда. Не нравятся чиновнику и слишком широкие полномочия ФСФР, которые служба может применять без решения суда, а также обширный список инсайдеров. “С учетом родных, домработниц и сожителей он разрастется до таких размеров, что отслеживать все изменения в нем будет просто нереально”, – полагает чиновник. “Это стандартная схема, принятая во многих западных странах, – возражает Манасов. – И даже если она создает неудобства, ее все равно надо внедрять”.