Новозеландский молочник


Шеффер рассказал “Ведомостям”, что собирается построить несколько молочных ферм с поголовьем в 6000 голов каждая в Московской и Калужской областях, а также в Краснодарском крае. Сейчас, по его словам, идут переговоры с чиновниками о выделении земли. С проектом уже знаком исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов. По его словам, в планах Шеффера строительство шести ферм в Московской и Калужской областях. Эти фермы, по его подсчетам, способны в год производить не меньше 180 000 т молока – “а это почти [годовой объем переработки] Царицынского молочного комбината”. Но сам Шеффер оговаривается, что мощность ферм будет зависеть от результатов переговоров с перерабатывающими предприятиями.

Действительно, Шеффер трижды приезжал на переговоры в министерство сельского хозяйства Калужской области, говорит представитель министерства, попросивший об анонимности. “Мы возили его по разным хозяйствам, но больше всего ему понравился Октябрьский племзавод. Там он хочет взять участок земли в длительную аренду”, – рассказывает он. При этом покупка племзавода, по словам чиновника, не обсуждается. Пока никаких соглашений между бизнесменом и областью не подписано, подчеркивает чиновник. “Слышал” о планах некого новозеландского бизнесмена и один из сотрудников администрации Краснодарского края. Получить комментарии в министерстве сельского хозяйства Московской области вчера не удалось.

Запланированный объем инвестиций ни Шеффер, ни знакомые с его планами собеседники “Ведомостей” раскрыть не согласились. Но, по словам Лабинова, затраты на создание подобного предприятия под ключ, с учетом оборудования, стада и производства кормов можно оценить, исходя из коэффициента 5000 евро на одну корову. Получается, что одна ферма обойдется Шефферу в 30 млн евро. “Это оценка с хорошим запасом”, – рассуждает Андрей Даниленко, президент группы компаний “Русские фермы”. Чем ферма крупнее, тем себестоимость ското-места ниже, напоминает он. Строительство, по словам Шеффера, планируется начать в марте следующего года, а закончить – в августе. Ферма, как правило, выходит на проектную мощность через два года после начала строительства, а окупаться начинает через 4–8 лет, добавляет Лабинов.

В России молочных ферм, где на одной территории находилось бы больше 1000 коров, всего несколько, говорит Даниленко. Хотя в США встречаются фермы с поголовьем даже в 20 000. “С экономической точки зрения 6000 не такое уж безумство. Но вопрос, кто будет управлять таким стадом: в России таких специалистов можно пересчитать по пальцам”, – недоумевает он. А сложности могут начаться еще на этапе строительства: даже готовый проект потребует серьезной адаптации под российские реалии, предупреждает бизнесмен.

Новозеландец, по его словам, уже ведет переговоры о поставке молока крупным перерабатывающим предприятиям. “Мы встречались с ним и ждем инвестиционного проекта”, – подтвердила эту информацию член правления “Вимм-Билль-Данна” Марина Каган. Проблема с сырым молоком в Московском регионе стоит “очень остро”, так что сейчас переработчики “соревнуются за одних и тех же фермеров”, а если проект Шеффера удастся, “это значительно поможет решению проблемы”, считает она.