Проект “Б”: Два послания


Да-да, я знаю про глобальные причины, которые временно мешают курсу акций “Газпрома” вновь взвиться к небесам гордым знаменем энергетической сверхдержавы. Про инфляцию и процентные ставки в США и про перезревшую коррекцию на сырьевых рынках. Но согласитесь – есть ирония в том, как оно совпало: не успел Владимир Путин закончить в своем послании пассаж о триумфальном росте акций российской газовой монополии, как они начали тонуть.

Если кто этот пассаж забыл, так я напомню: “Например, “Газпром”, вы знаете, вышел на третье место в мире по капитализации среди крупнейших корпораций мира... И этот результат возник не сам по себе, а как следствие целенаправленных действий со стороны государства”.

Насчет “целенаправленных действий государства” циники давно ухмыляются и намекают, что эти действия, возможно, имеют отношение не только к либерализации рынка акций “Газпрома” и пополнению его новыми активами, но и к денежной накачке спроса на его бумаги. Подобными слухами земля полнится с тех самых пор, как Генпрокуратура и правительство наперебой поднимали-опускали акции ЮКОСа, создавая замечательные возможности для арбитража на инсайде. Но доказательств у циников нет, а слухам цена невелика.

Над развивающимися рынками только начали собираться облачка, а “Газпром” уже рванул вниз, как горнолыжник. Другие российские “голубые фишки” едва успели дрогнуть, до падения цены на нефть оставалось еще почти два дня, а миллиарды долларов уже отлетали от капитализации “Газпрома” как щепки – с такой силой, что никаким инсайдерам присниться не могло.

Если бы кто-то специально придумывал, как снизить оборонительный пафос обращения российского президента к нации, – ничего лучше, чем провал капитализации “Газпрома”, изобрести бы не удалось. В нынешнем российском политическом контексте “Газпром” – почти что “абсолютное оружие”, а рост его доходов и курса акций – почти национальная идея. И вот, оказывается, даже не отлива, а сравнительно небольшой волны на мировом рынке достаточно, чтобы развеять и результат “целенаправленных усилий государства”, и миражи “дома-крепости”.

Получается, что на прошедшей неделе высшее российское чиновничество получило два послания: одно – от главного начальника, а другое – от собственного кармана (мне все же трудно поверить, что государевы слуги так-таки избегают искушения заработать на безумном росте отечественного фондового рынка). Первое – о том, что внешний мир к нам в лучшем случае недружественен, а в худшем – враждебен. Поэтому нужно держать в готовности бронепоезд на запасном пути и прочие атрибуты сильного государства, которое научит и защитит. Но вот второе – о том, что поздно пить боржоми: Россия – уже давно открытая страна, притом цены на ее основные товары нестабильны и самый легкий бриз мирового рынка легко размывает возведенные государством дамбы. Впрочем, есть и третье послание – о том, что главный начальник пытается сочетать фундаментальные цели из первого послания с оперативными ориентирами из второго, раздваивая смысл своих директив. А директивы с раздвоенным смыслом обычно по факту необязательны к исполнению.