БФК хочет на публику


О том, что Ханты-Мансийский банк разместил на прошлой неделе первый вексельный заем группы БФК объемом 60 млн руб., “Ведомостям” сообщила начальник отдела ценных бумаг и драгоценных металлов филиала Ханты-Мансийского банка в Новосибирске Ирина Гуторова. 20 млн руб. размещены на три месяца, 20 млн – на четыре и 20 млн – на пять месяцев по ставкам 14–15% годовых. Привлеченные средства направлены на увеличение производственных площадей БФК с 20 000 до 50 000 кв. м в Красноярске, Томске и Барнауле. По словам Гуторовой, первый вексельный заем – проба сил на фондовом рынке, результаты которого сформируют основные критерии будущего облигационного займа.

Выпуск векселей пойдет на пополнение оборотного капитала, диверсификацию источников финансирования и положит начало публичной кредитной истории группы, пояснил “Ведомостям” гендиректор БФК Максим Якубенко. “Дебютный выпуск векселей мы рассматриваем как первый этап инвестиционной программы привлечения финансирования на фондовом рынке”, – сказал он. Осенью 2007 г. группа планирует разместить облигационный заем объемом 500 млн – 1 млрд руб., который пойдет на расширение производственных площадей и освоение новых рынков сбыта. “В дальнейшем мы планируем провести IPO”, – добавил Якубенко.

Согласно распространенному на минувшей неделе инвестмеморандуму, группа последние годы активно развивалась за счет банковских кредитов. Основные кредиторы компании – Банк Москвы, открывший несколько кредитных линий под 14% годовых, Сбербанк (12,5–13%), Международный московский банк (11,25%) и Импэксбанк (13%). Средний размер кредитов от банков – 10–20 млн руб. На 1 апреля краткосрочная задолженность компании составляла 83,3 млн руб., в том числе задолженность банкам – 77 млн руб.

Участники рынка и аналитики неоднозначно оценивают выбранную БФК схему формирования публичной истории заимствований. Обслуживание вексельного займа дорогое, а ресурс этот короткий, говорит гендиректор компании “Новолит” Станислав Барковский. “В среднесрочной перспективе это приведет к уменьшению оборотных средств”, – поясняет он. Облигационный заем как способ привлечения инвестиций он также считает дорогим. Как только процент обслуживания опустится ниже 7%, можно будет “начать думать в этом направлении”, полагает Барковский.

А аналитик “Финама” Ольга Самарец говорит, что БФК ориентируется на западную модель выхода средних компаний на рынок капитала: размещение векселей – размещение облигаций – размещение акций. Это позволит привлекать крупные суммы по низким ставкам. Однако в России эта практика не очень распространена. Выйти на рынок IPO теоретически может и компания с выручкой на уровне 1 млрд руб., добавляет Самарец, но она вряд ли вызовет интерес инвесторов, а размер затрат на размещение будет сопоставим с суммой привлеченных средств. Поэтому для успешного IPO БФК нужно увеличить выручку хотя бы в 2–2,5 раза, предоставить инвесторам консолидированную и аудированную отчетность (желательно по МСФО), а также внятную программу развития.