Договор с ЕС перепишем


25 мая в Сочи пройдет саммит ЕС – Россия. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией было подписано в 1994 г. на срок до 1 декабря 2007 г. Оно может продлеваться автоматически. Однако, как рассказал “Ведомостям” источник, участвующий в подготовке саммита с российской стороны, Москва выступила с инициативой подготовить новый договор с учетом перемен, которые произошли в России и ЕС.

В ЕС инициативу поддержали. “Мы пришли к единому мнению, что договор следует пересмотреть, и надеемся, что в Сочи примут рекомендации по ведению переговоров о новом СПС”, – говорит Шон Кэррол, пресс-секретарь представительства Еврокомиссии (ЕК) в Москве. “В новейшей истории это первый случай, когда Россия перехватила инициативу”, – отмечает Николай Кавешников из Института Европы РАН.

На саммите также планируется подписать два соглашения: о реадмиссии в Россию граждан третьих стран, нелегально проникших в ЕС через российскую территорию, и об облегчении визового режима между ЕС и РФ. После ратификации сторонами оба договора должны вступить в силу к концу 2006 г. Визовый договор вводит, в частности, единый срок рассмотрения заявлений о выдаче визы – 10 дней, шенгенская виза для россиян будет стоить порядка 35 евро, некоторым категориям – журналистам, предпринимателям, спортсменам – потребуется меньше документов.

Кроме того, на повестке дня стоят вопросы энергетического сотрудничества и формирования четырех “общих пространств”: экономического; свободы, внутренней безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры, уточняют в ЕК в Брюсселе. Эксперты отмечают, что в обсуждении приоритетов есть свои сложности. Например, в сфере экономической интеграции, перечисляет Катинка Бариш из лондонского Центра европейских реформ, Россия не соглашается принять правила ЕС. Во внешней политике Москву не устраивает, что “ЕС хочет усилить свою роль в разрешении кризисов в Приднестровье и на Кавказе”. “В России нет должного уважения к ЕС, – продолжает она. – Ни в Кремле, ни в МИДе темы демократии или прав человека не находят должного отклика”. Неприятие ЕС как политической структуры, возражает Кавешников, возникает в ответ на менторский тон и неконструктивную критику, например в области прав человека.