НА КОНТИНЕНТАХ: Остров сокровищ


В прошлом году Томми Торн столкнулся с вопросом – что делать с пустующим участком земли, который он купил по соседству со своим домом на берегу моря на восточном берегу Тасмании. Сначала он собирался перевезти сюда здание построенной 100 лет назад деревянной церкви из ближайшего города Сент-Мэри и использовать его в качестве студии для своей работы мультипликатора и графического дизайнера. Но хотя церковное здание продавалось достаточно дешево ($70 000), ему пришлось бы заплатить еще $14 750 за ее транспортировку, а все предприятие казалось слишком сложным.

Затем появилась идея приобрести сборный шахтерский домик за $3680, что было идеально. Но и он не подошел: оказалось, что предыдущий хозяин дома был из ревности убит прямо на крыльце.

В промежутке между рассмотрением этих двух проектов Торн выставил свой участок площадью 1170 кв. м, приобретенный в 2002 г. за $8850, на продажу. Внезапно он получил предложение о его приобретении за $73 750, которое он в конце концов решил отклонить.

“Я почувствовал бы себя стесненным, если бы другой дом был расположен слишком близко, поэтому я решил сохранить этот участок”, – говорит он.

История Торна может показаться необычной, как и его нерешительность. Но дорожание недвижимости, продемонстрированное на его примере, становится для Тасмании все более характерной тенденцией.

По данным PMI – компании, специализирующейся на страховании недвижимости, отданной в залог, – средняя цена дома в Тасмании пока что находится на скромном уровне $203 500, но цены повысились на 7,8% в 2005 г. и на 3,7% в I квартале 2006 г. По словам Торна, занимаясь судьбой пустующего участка, он рассматривал и возможность покупки нового дома – 12-комнатного особняка в д. Босуэлл, который стоил тогда $184 400. Недавно его цена выросла почти до $370 000.

Одна из особенностей Тасмании – разнообразие домов, которые выставлены на продажу. Кронпринцесса Дании Мэри (в девичестве Дональдсон), которая до брака с кронпринцем Генрихом была в Тасмании агентом по торговле недвижимостью, вернулась на остров в прошлом году, чтобы изучить весь их спектр – от имений времен короля Георга, когда на Тасманию начинали завозить осужденных каторжников, до современных коттеджей. Здесь есть обширные участки и на побережье, и в глубине острова, где некоторые из известнейших австралийских архитекторов строят дома, которые затем демонстрируют в качестве образцов своего творчества.

Одним из наиболее ярких проектов является пляжная хижина Стюарта Таннера. Она построена на узком участке земли в Пиратской бухте, на суровой юго-западной оконечности острова. Созданный под влиянием калифорнийских постмодернистов, героев Таннера, дом построен в основном из стальных деталей, доставленных на место стройки, а точнее – сборки, грузовиками. Теперь туристы специально приезжают посмотреть на дом, превратившийся в настоящую достопримечательность.

С домом Таннера контрастирует расположенный неподалеку городок Стрэхэн, построенный в XIX в. в качестве порта для торговли древесиной. Там находится крупнейшее здание западного побережья Тасмании Ormiston House, которое продают за $1,84 млн. Дом обращает на себя внимание необычной башней, с которой его хозяин, купец Фредерик Ормистон Генри, смотрел за своими кораблями, прибывающими и уходящими из порта.

Многие из этих домов покупают выходцы с материка, говорит Мартин Харрис, гендиректор Real Estate Institute of Tasmania (REIT).

В центральной Тасмании, к примеру, некая знаменитость из Сиднея недавно заняла построенный в 1841 г. дом с 10 спальнями, заплатив за него $1,5 млн.

“На пике бума, возможно, 30% покупателей жилой недвижимости составляли жители материковой Австралии, – говорит Харрис. – Мы регулярно имели дело с людьми оттуда, у которых было порядка 1 млн австралийских долларов ($0,73 млн), и, вместо того чтобы купить один дом в Сиднее, они предпочитали приобрести четыре или пять в Тасмании, рассудив, что, даже если три из них удастся перепродать с хорошей прибылью, дело того стоит”.

Разогревают рынок и выходящие на пенсию представители поколения бума рождаемости 1950-х. “Эти люди, если они продают свои дома на материке, стоящие более 1 млн австралийских долларов, могут поселиться здесь, сменить обстановку и при этом еще положить хорошие деньги на свой счет, чтобы пользоваться ими на пенсии”, – считает Харрис.

Подобно Торну, он решил не продавать имеющийся у него свободный участок земли в Тасмании. Вместо этого он планирует продать квартиру в лондонском районе Илинг и окончательно перебраться на остров. (FT, Василий Кашин)