Рогатые попутали


Ежегодный европейский телевизионный конкурс песни на протяжении всей истории его существования костерят за политическую ангажированность и косвенное отношение к собственно музыке. Особенно эти разговоры усиливаются, когда представители России занимают какое-нибудь двузначное место – 12-е, как у группы “Премьер-министр” (2002), или 15-е, как у Натальи Подольской (2005). Организаторов нынешнего отборочного тура можно только поздравить с правильным выбором: наш делегат на “Евровидение” в этом году был подобран в идеальном согласии с критериями этого конкурса – исполнитель без проблем со слухом и внешностью, способный безошибочно и нелениво отработать свой номер. И то, что ему досталось серебро, а не золото, свидетельствует только о том, что еврозрителю уже не очень по нраву тот формат, которому Билан так хорошо соответствует.

“Евровидение” из года в год пытается синтезировать поп-артиста, которого можно было бы предъявлять в качестве символа объединенной Европы – нечто вроде “советского человека”, о котором грезили в СССР. Артиста со стертой национальной и социальной идентичностью, теоретически способного выступать в разные годы за разные страны континента и не вызвать этим ни малейшего недоумения у зрителей. В такой политике Европейский вещательный союз достиг немалых успехов – даже Израиль и Великобритания, обладатели армий самобытных и запоминающихся поп-музыкантов, ежегодно посылают для участия в конкурсе артистов, чей стиль никак не указывает на страну, которую они представляют. Именно этому правилу попыталась соответствовать российская сторона – и промазала на миллиметр от яблочка.

Нынешнее золото для финской группы Lordi начало плавиться за два года до минувшего уикенда – в Киеве. Первое место певицы Русланы, вырвавшей в 2004 г. победу своим гуцульским поп-фолком, выглядело прорывом, но оказалось закономерностью – зритель устал от безвкусных панъевропейцев и проголосовал за артистку, в которой была хотя бы толика самобытности. Та же ситуация повторилась с победившей в прошлом году гречанкой Хеленой Папаризу. Нынешняя виктория финнов уже не оставляет сомнений – чтобы победить в “Евровидении”, надо не хотеть в нем победить. Страна Суоми отправила на конкурс свой лучший национальный сувенир – поп-металл, карнавальный хард-рок в исполнении известной у себя на родине группы, согласившейся поехать на “Евровидение” примерно из тех же издевательских соображений, из которых городская шпана едет на деревенскую дискотеку. Упаковка у хельсинкцев была соответствующая – они вышли на сцену в масках монстров, не снимали их до самого финала, и 100 миллионов телезрителей конкурса купились на дикость и юмор, выделившие Lordi из тоскливого ряда одинаковых певцов, певиц и групп.

Теоретически мы могли бы добиться такого же эффекта – например, если бы послали в Грецию свою фолк-певицу Пелагею, обладательницу уникального голоса и недюжинной харизмы, давно ставшую обязательным гостем культурной программы международных форумов.

Впрочем, спортивный дух в Афинах снова отодвинул локтем собственно музыку: самым искусным в финале конкурса объективно было выступление латышского вокал-бенда Cosmos, исполнившего сложную композицию а-капелла, – им досталось жалкое место в хвосте. Что ж, нашим балтийским соседям, как и нам, пора учить новые правила игры.