“Вы кто?” – “Татнефть”


Прием заканчивался в 16.30. За 40 минут до закрытия экспедиции Минэкономразвития на пороге появились двое серьезных мужчин в костюмах; они несли четыре коробки из-под бумаги А4, перемотанные скотчем.

– Вы кто? – спросил сотрудник министерства.

– “Татнефть”.

– А ну давайте скорее.

Этот проект чиновники не раз называли одним из “самых проработанных”. Другие проработанные – освоение Нижнего Приангарья, платная автомагистраль в Петербурге, порт Усть-Луга – успели заявиться за день до этого. Прием заявок был открыт еще 20 марта, но реально их можно было подать только с прошлого вторника, потому что методику расчета бюджетной, финансовой и экономической эффективности проектов Минэкономразвития утвердило только в понедельник. А как можно участвовать в конкурсе, если неизвестны правила отбора победителя?

Чтобы увезти заявку “Татнефти” на регистрацию, понадобилась тележка. Говорят, у Нижнего Приангарья заявка и вовсе заняла 16 коробок и весила полцентнера.

– Вовремя мы успели, – вздохнул человек из “Татнефти”, глядя на длинную очередь претендентов, которая выстроилась за 15 минут до закрытия экспедиции. Люди с коробками, пакетами, папками всех расцветок вытирали пот со лба, недоверчиво оглядывали конкурентов и тихо переговаривались с коллегами: “Да у этих точно некомплект”. Почти у всех чего-нибудь не хватало – копии в бумажном виде, копии в электронном виде, заключения профильного министерства и т. д. и т. п.

Рабочий день закончился, а очередь не убывала. Чиновники продлили прием на полтора часа.

– Вы кто?

– Самара, авиация.

– А почему копии сопроводительного письма нет?

Мужчина в костюме, явно начальник, строго посмотрел на свою спутницу. Девушка занервничала:

– Пожалуйста, сделайте ее сами. Меня же уволят.

В полшестого поток соискателей иссяк.

– Неужели все? – переглянулись сотрудники экспедиции.

Тут дверь распахнулась от пинка ноги, и появился длинноволосый юноша с коробкой бумаг.

– Вы кто?

– РЖД, – улыбнулся юноша.

– Сколько же у вас проектов? – поинтересовался чиновник Минэкономразвития, путаясь в документах.

– Четыре. Чтоб у вас выбор был, – уверенно уточнил юноша.

Последними в 17.57 пришли представители московской мэрии. Причем не в экспедицию, а прямо в приемную Максима Быстрова, замруководителя РосОЭЗ – агентства, которое займется анализом проектов. Москвичи оставили заявку на разработку проектной документации для скоростной трамвайной системы.

В 18.00 все было кончено. Всего в Минэкономразвития поступило 46 заявок от 35 компаний и органов власти. Общая стоимость проектов составляет 1,4 трлн руб., из которых инвестфонд должен предоставить 453 млрд руб. Между тем на сам фонд в 2006 г. выделено около 70 млрд руб. “Это ничего, – считает чиновник Минэкономразвития. – Проекты рассчитаны на несколько лет, а за четыре года через инвестфонд пройдет около 350 млрд руб.”.

“Результат превзошел ожидания, особенно учитывая, что прием заявок проходил в жесткие сроки”, – считает Зумруд Рустамова, член правления Российского банка развития, консультирующего министерство по нескольким проектам. Но нужно будет посмотреть еще на качество поданных документов, добавляет она: “Идей и презентаций было много, а проработанных проектов крайне мало”.

До 31 мая РосОЭЗ проверит, правильно ли оформлены заявки и отвечают ли они требованиям конкурса, а потом выдаст рекомендации инвестиционной комиссии. Та 14 июня на Петербургском экономическом форуме вынесет вердикт, какие проекты могут быть профинансированы. “Но инвесткомиссия пропустит все заявки, которые отвечают формальным критериям, а настоящий конкурс начнется на правительственной комиссии (она состоит из министров и будет заседать в конце июня – начале июля. – “Ведомости”)”, – поясняет чиновник Минэкономразвития. Пока, по его словам, невозможно сказать, сколько проектов дойдет до последней инстанции.

“Никаких сюрпризов не будет”, – уверен консультант одного из претендентов. По его мнению, большинство заявок, ненужных Минэкономразвития, будет отсеяно по формальным признакам, а выиграют скорее всего те, которые министерство все это время помогало готовить. И они, говорит консультант, “давно всем известны”.