БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: Голод на инновации


Есть мнение, что инновации – сфера высоких и сверхточных технологий. Это суперкомпьютеры, Кремниевые долины, ученые в белых халатах, наукоемкие разработки, большие деньги. Отчасти это действительно так. Но в первую очередь это нововведения и творческий подход к определению даже самых простых производственных решений. Плюс мобильность и гибкость бизнеса. Западный опыт, успехи новаторов из стран Юго-Восточной Азии хорошо известны. Что на Востоке, что на Западе инновации – плацдарм для деятельности малого бизнеса. Заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Шаронов назвал малые предприятия “инновационно-голодными”. Это так. Вот только нам в этом смысле похвастать нечем.

Согласно статистике, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России составляет от 1,4% до 3,5%. Но еще Ключевский писал, что “статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры”. Мы провели вместе со ВЦИОМ исследование по теме. Результаты нас удивили. Из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными. Они проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая масса предприятий лишь эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время. Уже тот факт, что им удалось выжить, для подобных компаний достижение. Вот только что такой малый инновационный бизнес может дать нашей экономике?

В жестких рамках конкуренции решающим элементом достижения успеха в бизнесе становится скорость. Скорость создания и коммерциализации инноваций. Малые предприятия почти на треть опережают крупные компании в скорости освоения нововведений. Но это за океаном. У российского инновационного малого бизнеса много болячек. Нет кредитов – а нужны длинные деньги. Нет производственных помещений. Нет возможности вписаться в систему госзаказа. Нет правовой и консалтинговой поддержки. Я позволю себе процитировать советника компании Hogan & Hartson L.L.P. Кимберли Д. Рид, которая заявила, что “инновации не будут возникать и продвигаться в России на нужный уровень, пока не перестанут продаваться и покупаться судьи”.

Интересно, что иностранные компании гораздо больше, чем российские, волнуют вопросы обеспечения защиты прав владельцев изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Этот фактор является особенно важным для малого бизнеса. Стимулирующее влияние патентной охраны на развитие инновационного предпринимательства известно давно. В последнее десятилетие в мире наблюдается настоящий патентный бум. В 2002 г. в Европе, Японии и США было подано более 850 000 патентных заявок (в 1992 г. – 600 000). На протяжении последнего столетия самые успешные технологические компании мира проводили подавляющую часть научных исследований в собственных лабораториях, но в последние годы они стали поручать выполнение исследований внешним малым компаниям. Так, например, поступила Toyota, оставив себе лишь разработку стратегических научных исследований.

С другой стороны, российское законодательство, регулирующее отношения в части защиты прав интеллектуальной собственности, находится под сильным влиянием иностранных компаний, которые активно лоббируют свои интересы в России, в то время как национальные правообладатели находятся в тени. Прежде всего это относится к владельцам промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и товарных знаков). Причина в том, что профессиональные объединения в области интеллектуальной собственности ориентированы на достаточно узкий сегмент рынка – в основном аудио- и видеопродукции, компьютерных программ и баз данных. Подавляющее большинство из них было создано иностранными правообладателями. В результате интересы национальных компаний слабо учитываются профобъединениями и государством. Правообладатели же еще не осознали реальной угрозы для собственного бизнеса и необходимости консолидации своих усилий, особенно малые инновационные предприятия, возможности которых по защите своей интеллектуальной собственности несопоставимы с возможностями крупных компаний.

В этой связи “ОПОРа” выступает с инициативой создания независимого национального альянса владельцев интеллектуальной собственности. Этот консолидирующий предпринимателей орган будет способствовать формированию в России новых механизмов защиты интеллектуальной собственности, созданию сильной правовой системы в этой области.

Акт о поддержке инновационного малого предпринимательства в США был принят полвека назад – у нас подобного закона нет до сих пор. Этот опыт можно и нужно использовать в нашей стране. Но в качестве лекала, не более. Учитывая специфику бизнеса, власти, законодательства, менталитета и т. д. Тем не менее программные вещи необходимы, ведь это фундамент, без которого бессмысленно отстраивать другие элементы здания.

Необходимо провести глубокое исследование российского инновационного бизнеса. Малого. Среднего. Крупного. То, что общественные организации занимаются анализом проблем, привлекают внимание к ним властей, – это хорошо. В этом и заключается наша функция. Но пора бы уже приблизиться и к стадии практических решений. Усиление международной интеграции, вступление России в ВТО, падение цен на нефть и тысяча других причин заставят нас прибавить обороты. Это законы рынка. И все-таки в силах и во власти государства смягчить этот процесс, помочь малому бизнесу и тем самым экономике в целом стать инновационной и эффективной.