Идеальный успех


Хорошо, конечно, если успех выставки Айдан Салаховой будет полным – чтобы на нее пришли зрители, которым на четырех этажах Московского музея современного искусства, не побоюсь сказать, скучно не будет. Выставка, как и все у Айдан, идеально просчитана. Большие видеоинсталляции – завораживающее и осмысленное зрелище, интересное для публики и уместное в музее. Красивые большие и маленькие живописные и графические работы еще и коммерчески привлекательны.

Успех заложен в Айдан Салаховой генетически. Сверхуспешным был в советские времена ее отец Таир Салахов, имевший самые высокие звания и должности и остававшийся хорошим художником. И отказываться от прилипшего к Айдан штампа “дочь своего отца” не то чтобы невозможно, а неинтересно. Хотя персональная выставка Айдан в Московском музее современного искусства – начало проекта “Москва актуальная”, задуманного Еленой Селиной, чтобы остановить “наращивание клише” в оценке художников.

Отец научил Айдан основам профессии, как она сама рассказывает, объяснил “точную методику создания картины”, построение ее по принципам “золотого сечения”, чтобы можно было писать быстро, в один заход. Еще от него она переняла поведенческую стратегию, чувство конъюнктуры. Отец писал романтиков и нефтяников, а она разрабатывала в 90-е гг. скандально (скандал в те годы был обязателен для карьеры, как в предшествующие – членство в партии) модный “феминистский дискурс” – изображала фаллосы и вагины. Отец занимал выборные должности, Айдан открыла первую в стране частную галерею. Салахову помогала в карьере импозантная внешность, его всегда безукоризненно стильно одетую дочь-красавицу полюбили глянцевые журналы. Оба они не забывали в творчестве свою национальность, только он манифестировал братскую дружбу народов, а она – актуальное познание Востока.

Эти сравнения – не компрометация дочери (скорее уж реабилитация отца), а образец преемственности. И не семейной, а современного искусства от искусства советского, советского – от классического. Во все времена успех художника зависел от чуткого понимания запросов заказчика и публики, ну и, понятно, от таланта и мастерства. А в наши дни художник просто не может состояться без публичного успеха, и запоминающиеся штампы ему только на пользу.

В статье об Айдан искусствовед Николай Молок называет ее “ученицей Энгра”. Французский художник-неоклассик (к слову, тоже сын художника) писал своих одалисок эротичными и холодными. Так же делает и Айдан. И совершенно не важно, каким образом эти самодостаточные идеальные красавицы рождаются – пишутся маслом по холсту или снимаются на видео. Также не важно, как определяется стиль, в котором они написаны, – традиционно, как неоклассицизм, или как дизайнерская живопись. Важно, что картины с обнаженной женской натурой всегда востребованы и хорошо смотрятся на стене.

Еще одно слово, прилипшее к Айдан, – “феминизм”. Но классический феминизм, “самоутверждение вагины”, остался в прошлом. Для Айдан важно (и естественно) женское познание мира. И это тоже путь к успеху, именно женская аудитория – основной созерцатель искусства, а главный его покупатель – мужчина. Так что для мужчин – холсты с эротичными красавицами, для женщин – музейное видео с нервом.

Именно видеоинсталляции с наложением изображений – лучшее, что сделала Айдан. “Саспенс” – прекрасная беременная то покойно сидит в кресле, то приподнимается с него и с удивлением смотрит на свое тело, словно переходит из бытия в небытие. Это о страхах беременной. “Татьяна” – женщина сосредоточенно красится, пытаясь сделать и обрести лицо. Это о боязни старения. Счастливая невеста, которая вдруг медленно поворачивается к зрителю спиной и уходит из собственного тела. Это о страхе исполненного желания. И конечно, занимающая этаж “Кааба” – в центре зала из черного куба, как из тела, закутанного чадрой, следят за танцующими на стенах дервишами пары черных женских глаз. От этого вида невозможно оторваться и есть для него множество толкований (Бог – мужчина, душа – женщина). Но есть тут завораживающая, необъяснимая тайна, которая и отличает истинное искусство от только успешного.