НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Пособие по мыслям


В российской деловой литературе не принято начинать труд с эпиграфа. Но не таков Александр Орлов, социолог и эксперт по предпринимательским организациям, который открыл монографию с цитаты ст. 19 Всеобщей декларации прав человека. Он напомнил, что “каждый имеет право на свободу убеждений для того, чтобы беспрепятственно распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”. Зачем профессору и президенту Академии исследования российского общества так декларировать свою приверженность западным ценностям? Наверное, чтобы открыто поделиться рекомендациями о том, как любая организация в России может добиться “вокруг себя комфортной в административном смысле и психологически бесконфликтной дружественной среды своей деятельности, а ее владельцы – гарантированно стабильного и доброжелательного отношения со стороны власти, заинтересованных общественных групп и партнеров”.

Несмотря на то что книга создана в форме учебного пособия, самую многочисленную группу читателей составят те, кто всерьез интересуется проблемами деловых коммуникаций. Автор не только подробно останавливается на структурах коммуникационных сред, выделяя организации коммерческие (В), органы власти и управления (G), организации “третьего сектора” общества (S), организации “информационного сектора” общества (I) и частные лица (Р), но детально описывает их российскую специфику. Подчеркну, что основной упор профессор делает на раскрытии субъектов связей, обозначенных как В2В, B2G, B2S, В21, В2Р, посвященных деловой среде. В книге описаны также проблемы коммуникационного взаимодействия в негосударственном и информационном секторах, социального партнерства и коммуникационных рисков. Орлов особо отмечает, что “устойчивая связь между результативностью компании в программах социального партнерства и стоимостью ее акций (оценкой активов) постоянно вынуждает аналитиков публиковать социальные рейтинги и рэнкинги, вести поиск новых точных инструментов анализа и прогноза социально ответственного поведения”.

Посвящая целый раздел книги прикладному коммуникационному инструментарию, профессор напоминает, что в большинстве российских компаний менеджеров по репутации пока нет. “О проблеме вспоминают только тогда, когда грянет гром, – подчеркивает автор. – Между тем крупные компании постоянно находятся под прицелом критической оценки общества. Не отстают и конкуренты, всегда готовые “помочь” обществу в этом деле”. Хотя Орлов хорошо знает специфику и детали отечественного бизнеса, многие читатели наверняка смогут дополнить книгу собственными примерами того, как неугодные национальные резиденты становились объектом эффектной массированной атаки хорошо организованных “независимых” активистов, олицетворяющих “силы добра”, решивших противостоять “репрессивной и эксплуататорской деятельности” организации, сотрудничающей с “силами зла”. “В таких РR-кампаниях широко эксплуатируется негативное отношение людей к власти и нуворишам, используется протестный политический потенциал и др.”, – особо отмечает профессор.

Впрочем, читатели уже в курсе того, что современные электронные технологии умножают возможности прикладных методов психологии массового сознания, социологического инструментария; что можно успешно осуществлять промывку мозгов населения при помощи резонансных технологий, метода “мягкого окружения”, грамотно ориентированных слухов и назойливой “ненавязчивой рекламы”. Но читатели почти наверняка не в курсе того, что специальной литературы по данной проблеме мало, почти нет переводных работ, а единичные отечественные публикации посвящены фрагментарным и узким специфическим вопросам.