Петербург просит долю в “Пулково”


О том, что Петербург претендует на 50% акций будущего АО “Аэропорт “Пулково”, вчера заявила губернатор города Валентина Матвиенко. “Без этого условия активное развитие аэропорта невозможно”, – заметила она. Президент Владимир Путин уже пообещал пойти навстречу питерским властям, утверждает Матвиенко. Он согласился с передачей городу пакета акций аэропорта. Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов уточнил через свою пресс-службу, что окончательно размер пакета, на который будет претендовать город, еще не определен. Он лишь отметил, что 50% – это нижняя планка. Не определил город, и сколько готов отдать за этот пакет федеральным властям. Вопрос об оплате может быть решен “межбюджетными отношениями”, передали представители Молчанова.

В 2003 г. Путин уже передал местным властям аэропорт из первой пятерки – московское “Внуково”. Несколько лет мэр Москвы Юрий Лужков упрашивал федералов передать 61%-ный госпакет “Внуково” городским властям в обмен на обещание “сделать из него приличный аэропорт”. Минимущество оценило тогда свой пакет в 1,74 млрд руб. Но Москве не пришлось платить. Акции аэропорта достались ей в соответствии со статьей 67 закона “О федеральном бюджете”, которая предусматривала возможность передачи акций из федеральной собственности городу “в целях частичной компенсации расходов” на осуществление городом столичных функций. С того момента Москва уже вложила в аэропорт около $50 млн, построив новый международный терминал, и приступила к строительству третьего терминала стоимостью почти $200 млн.

Впрочем, согласование сделки по “Пулково” между Петербургом и федералами затягивается: Минтранс тормозит акционирование аэропорта, заявила вчера Матвиенко. “Надо разобраться, почему Минтранс задерживает процесс, если надо, подключим к этому процессу полпреда [президента по Северо-Западному федеральному округу Илью Клебанова]”, – пригрозила губернатор. В Минтрансе комментировать эти заявления отказались. А в подведомственной ему Росавиации заметили, что Минтранс никогда не решал вопросы акционирования. Впрочем, если Петербург готов “вложить деньги в развитие “Пулково”, то передача его акций городу – не самый плохой вариант”, заметил глава Росавиации Александр Юрчик.

Аналитик “Центринвест Груп” Михаил Ганелин отмечает, что передача доли в “Пулково” местным властям может пойти на пользу аэропорту. “Петербург неплохо научился привлекать инвесторов в городские проекты, тем более те, которые можно считать визитными карточками Северной столицы”, – рассуждает эксперт. Для многих стран такая схема владения – нормальная практика, добавляет гендиректор консалтинговой компании “Аэропрогресс” Александр Фридлянд. К примеру, в Германии аэропорты на паритетных началах принадлежат федеральным и местным властям.