Тиди проиграл битву за ЮКОС


Конфликт между московским и лондонским офисами ЮКОСа разгорелся в начале марта. Борьба велась за контроль над средствами, которые аккумулирует ООО “Торговый дом “ЮКОС-М”, входящий в “ЮКОС-РМ”. Оборот трейдера превышает 10 млрд руб. в месяц (более $4 млрд в год). “ЮКОС-М” закупает нефть у добывающих “дочек” ЮКОСа, отправляет ее на переработку, торгует нефтью и нефтепродуктами. В отличие от счетов ЮКОСа и других его “дочек”, средства с которых автоматически списываются на погашение долгов компании, банковские счета “ЮКОС-М” не заморожены, так как с них финансируется операционная деятельность холдинга.

В марте президент ЮКОСа Стивен Тиди потребовал от президента “ЮКОС-РМ” Анатолия Назарова уволить руководителя “ЮКОС-М” Станислава Винокурова за то, что тот продавал нефтепродукты трейдерам с неизвестными владельцами по ценам ниже рыночных. Вместо этого Тиди потребовал ввести должность первого вице-президента “ЮКОС-РМ” по коммерческим вопросам, который бы курировал торговлю и подчинялся напрямую лондонскому офису. Назначить на этот пост Тиди предложил Романа Хоменко. Но Назаров отдал это место Винокурову. В ответ Тиди инициировал заседание совета директоров “ЮКОС-РМ” с целью сместить Назарова с его должности, но это ему не удалось.

Как сообщил “Ведомостям” источник, близкий к руководству ЮКОСа, в минувшую пятницу совет директоров “ЮКОС-РМ” на внеочередном заседании удовлетворил просьбу Назарова об отставке и единогласно назначил на этот пост Винокурова. “По сути, в управлении компанией это перемещение ничего не меняет, – говорит собеседник “Ведомостей”, – Назаров остается в компании и в ее совете директоров”. Источник предполагает, что оставить пост президента он решил из-за проблем со здоровьем. По его словам, назначение Винокурова в очередной раз продемонстрировало, что лондонский менеджмент ЮКОСа, многие представители которого в России объявлены в розыск, не контролирует ситуацию в компании.

Винокуров от комментариев по поводу своего назначения воздержался. Точно так же поступил и Тим Осборн, один из директоров GML (бывшая Group Menatep), которая контролирует около 61% акций ЮКОСа. Представитель компании Клэр Дэвидсон напоминает, что некоторое время назад Винокуров был под следствием как директор торгового дома. “Очевидно, решение назначить его на пост принял лично господин Назаров, но с этим решением не согласны некоторые топ-менеджеры компании, – говорит Дэвидсон. – Винокуров молод [ему 31 год] и недостаточно опытен для такого поста”.

Аналитик ИГ “Атон” Дмитрий Лукашов добавляет, что в дальнейшем влияние лондонского офиса ЮКОСа на управление компанией будет снижаться. В процессе банкротства вся власть будет постепенно переходить к арбитражному управляющему.