Вагоны проехали мимо России


“Формально причиной неудачи “Метровагонмаша” можно считать то, что продукция Alstom выигрывает по качеству”, – рассуждает Пак. Впрочем, по мнению эксперта, нельзя исключать, что итоги тендера предрешили политические мотивы. “С учетом того, что Венгрия входит в НАТО, лишение российской компании крупного заказа может быть продиктовано целым рядом причин, включая предполагаемый выбор “Аэрофлота” в пользу закупок самолетов Airbus, а не Boeing”, – предполагает он.

Тендер на поставку 45 составов для метрополитена Будапешта венгерская транспортная компания BKV Ltd. объявила в октябре прошлого года. Заявку на участие в нем подал российский “Метровагонмаш”, контрольный пакет акций которого в конце прошлого года приобрел “Трансмашхолдинг”. Заявки также подали немецкий Siemens, южнокорейская Hanwha-Rotem и канадская Bombardier. Но их предложения, по сообщению Budapest Business Journal, были отсеяны. Сегодня стало известно, что победителем, получившим контракт на сумму 247 млн евро, был признан консорциум Budapest Metropolis, в состав которого входят французский производитель железнодорожной техники Alstom и транспортное подразделение венгерской группы Transelektro. Первые 15 составов победитель обязан поставить в течение двух лет с момента подписания контракта, которое намечено на 15 июня. Но представители BKV, по сообщениям венгерских газет, не исключают, что оформление документов может быть перенесено в случае, если другие потенциальные претенденты на победу в тендере решат оспорить его итоги в суде.

О такой возможности уже заявил “Метровагонмаш”. “Наше предложение было одним из лучших не только по цене, но и по техническим условиям, – заявил представитель “Трансмашхолдинга”, отказавшись раскрыть его детали. – Сейчас компания обдумывает свои дальнейшие действия”. Гендиректор “Метровагонмаша” Андрей Андреев подтвердил “Ведомостям”, что компания рассматривает различные варианты, в том числе возможность оспорить результаты тендера в суде. По его словам, “Метровагонмаш” уже запросил у венгерской стороны информацию о методике подсчета баллов, по сумме которых определялся победитель. По итогам подсчета “Метровагонмаш” занял второе место.

Тендер в Венгрии был крупнейшим в Европе на закупку метровагонов за последние несколько лет, отмечает аналитик “Финама” Михаил Пак, и проигрыш в нем – серьезная неудача для “Метровагонмаша”. По словам Андреева, в общем объеме выручки компании на экспортные заказы приходится порядка 50%. “СНГ и Восточная Европа – стратегические рынки для российских производителей вагонов для метро, – говорит замгендиректора “Вагонмаша” Андрей Кабанов. – Особенности транспортной инфраструктуры на постсоветском пространстве позволяют нам конкурировать здесь с западными производителями”. Тот же “Метровагонмаш” в этом году получил контракт стоимостью около $10 млн на поставку 14 вагонов для Варшавского метрополитена. А “Вагонмаш”, по словам Кабанова, готовится к участию в тендере на поставку 22 вагонов для Киевского метрополитена. Конкурс должен состояться в ближайшие месяцы.