Не хватило роскоши


Численностью новый салон (продлится до 29 мая) превосходит предыдущие, участников в этот раз 80, прирост обеспечили российские, точнее, московские галереи. Общее впечатление они не испортили – умно оформили стенды и показали качественное искусство.

Но эти же галереи регулярно выставляются и на Московском антикварном салоне и на ярмарке современного искусства “Арт Москва”. А Салон изящных искусств, организованный швейцарской Art Culture Studio (президент Ив Бувье), дважды удивлял и восхищал Москву как раз тем искусством, которого на нашем арт-рынке нет, – картинами старых мастеров и классиков современного искусства, антикварной мебелью.

В этот раз не приехали несколько самых заметных участников предыдущих салонов, например лондонская галерея Marlboro. Организаторы объясняют, что часто в Москву возить художественные ценности затруднительно. Однако в кулуарах упорно говорят, что крупные западные галеристы были разочарованы – ничего очень ценного на салоне не купили, а то, что зарезервировали, не выкупили.

Проверить это невозможно, на все вопросы о продажах организаторы салона отвечают, что продажи – это личное дело галеристов, а условия временного ввоза художественных ценностей на территорию нашей страны и сложная схема покупки приводят к тому, что никаких официальных релизов о продажах нет. А вот организаторы только что закрывшейся “Арт Москвы” официально сообщают, что общая сумма продаж составила $3,15 млн. Картины Ренуара и Шагала на нынешнем Салоне изящных искусств были представлены несколькими галереями, но не в таком количестве, как раньше.

Гораздо меньше и старой живописи. В этом разделе самый ценный экспонат – небольшая голова Христа кисти Эль Греко. Представительница монакской галереи Maison d’Art сообщила, что картина стоит “более 1 млн евро”, и долго рассказывала, насколько убедительна ее атрибуция: сертификат подписан экспертом музея Прадо.

Отличную подборку мастеров начала ХХ в. показала парижская галерея Cazeau-Beraudiere, в том числе и чудесного по цвету “Сидящего хориста” Хаима Сутина, правда, его цену журналистам галерист не открыл. Несколько галерей демонстрировали картины русских парижан, в том числе Полякова, Ланского, де Сталя, но их работы знакомы нам по недавней выставке галереи “Наши художники”. А участвовавшая в салоне галерея “Улей” показывает картины не менее значительные, чем западные маршаны.

Интерес всегда вызывают классики современного искусства, которых нет в отечественных музеях. Венская Gallery Rudolf Budja показала хорошую подборку Энди Уорхола, а дюссельдорфская галерея Burkhard Eikelmann оценила свою уорхоловскую шелкографию с изображением Ленина в 48 000 евро. Галерея GDB Fine Art показала несколько рисунков и одну скульптуру Фернано Батеро.

На этот салон привезли больше, чем на прошлый, мебели. Очень красивую экспозицию составила галерея Downtown из авторских работ знаменитых дизайнеров нашего времени, в том числе Этторе Соттсасса и Рода Аренда. Есть отличная мебель эпохи модерна и ар-деко.

Нижний этаж Манежа отдан ювелирам. Прекрасную экспозицию из драгоценностей, дизайн которых разработала Коко Шанель, привез Chanel Fine Jewellery. А ювелирный дом Жильбера Альбера кроме произведений своего основателя показал более легкомысленные работы Сюзан Сиз. Относительно смелый и современный ювелирный дизайн продемонстрировала компания Prolog.

Что же касается великолепных гламурных фотографий Бетины Реймс, которыми организаторы заполнили Манеж, то они не только украшали пространство, но и закрывали его пустоты.