РЖД займется туризмом


Участники туристического рынка оценивают инициативу РЖД скептически. “Организация железнодорожных поездок не может быть продуктом для массового туриста. Это штучный товар”, – говорит Сергей Синицын, пресс-секретарь Ростуризма. По его словам, путешествовать по железной дороге – “занятие достаточно монотонное, а компаний, готовых предоставить комфортные условия в поездах (комфортабельные купе, разнообразное меню и развлечения), – единицы”. “Речь идет об очень специфическом продукте. Ожидать гигантских объемов не стоит”, – говорит Исакович из “Академсервиса”. “Каждый должен заниматься своим делом – турфирмы продавать путевки, РЖД организовывать перевозку. А если все смешать, то ничего хорошего не получится”, – говорит Татьяна Ванд, президент Vand International Tour. Она напоминает, что в 2003 г. туркомпания “Мир “Аэрофлота”, созданная авиаперевозчиком, была закрыта из-за нерентабельности. “Они собирались занять до 30% российского туристического рынка, а через два года развалились”, – заключает Ванд.

Написать бизнес-план для будущей “РЖД-Тур” своим сотрудникам поручил президент РЖД Владимир Якунин, рассказал “Ведомостям” Вячеслав Ершов, замначальника Федеральной пассажирской дирекции РЖД. Появится “РЖД-Тур” не раньше 2007 г. Пока не ясно, будет это филиал компании или отдельная “дочка”, говорит Ершов. Но в РЖД не исключают, что возьмут себе в турбизнес партнеров. Обращения от операторов, по словам Ершова, уже были.

Сейчас на рынке железнодорожного туризма работают 5–7 операторов, уточняет начальник отдела коммерческих видов деятельности и туризма РЖД Сергей Ткаченко. А РЖД зарабатывает лишь на том, что отдает им в аренду вагоны и организует питание, добавляет Ершов. “РЖД-Тур” будет предоставлять полный комплекс услуг – от бронирования билетов до организации экскурсий.

По словам Ткаченко, туристический проект РЖД рассчитан прежде всего на иностранцев. Например, сейчас весьма популярен маршрут Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин (с пересадкой на китайские поезда на границе с КНР). По информации гендиректора туркомпании “Академсервис” Леонида Исаковича, этот тур покупают примерно 2000–3000 человек в год (стоимость – около $3000 за две недели). “Рынок перспективный, он будет расти, – уверен Ткаченко. – Так что и РЖД, и другие туроператоры смогут на нем работать”.

Железнодорожный туризм довольно распространен в мире. Нью-йоркская Railroad Passenger Services Corp. предлагает несколько маршрутов, самые популярные – Нью-Йорк – Ниагарский водопад и тематические путешествия по южным штатам “Старый Юг” и “Южный уикенд” (около $1300 за два-три дня). American Orient Express организует многодневные железнодорожные туры в стиле 1940–1950-х гг. по всей стране (до $6490 за путешествие Нью-Йорк – Сан-Франциско с посещением ряда национальных парков).

На российском рынке услуги премиум-класса предлагает австрийская компания Orient Express, владеющая поездом Nostalgie Istanbul Orient Express, вагоны которого были построены в Европе в 1920–1930-х гг. “Ежегодно наш “Поезд королей и Король поездов” совершает 4–6 рейсов по маршруту Москва – Пекин”, – говорит представитель Orient Express. Стоимость двухнедельного турне по Сибири, Монголии и Китаю при двухместном размещении, включая проезд, питание и экскурсионную программу, – около 4500 евро на человека. Поезд рассчитан на 150 пассажиров.

РЖД вряд ли сразу удастся повысить спрос на железнодорожный туризм, признает Ткаченко. Для этого, по его словам, нужно обеспечить более высокое качество и вагонов, и сервиса.