Дружба ради денег


Регионы и муниципалитеты активно берут деньги в долг. По данным Москомзайма, общий объем региональных и муниципальных займов уже достиг 160 млрд руб. Но до сих пор выйти на организованный долговой рынок смогли позволить себе только несколько крупных городов. Остальные берут кредиты в банках: муниципалитеты только в 2005 г. заняли 52 млрд руб. “Облигации – это кабала для бюджета”, – поясняет Владимир Савельев, замглавы администрации Владимира. Если бы город решил выйти на рынок заимствований, он смог бы разместить только годовые облигации под 12%, предполагает он. “Предпочитаем сами справляться [с недостатком бюджетных средств], в крайнем случае берем краткосрочные кредиты”, – рассказывает чиновник. А сотрудник администрации Нижнего Новгорода говорит, что его город не выпускает бумаги с 2002 г., потому что это “слишком дорого обходится”.

Москва придумала, как решить эту проблему. Москомзайм по заказу Международной ассоциации крупных городов и столиц разработал проект федерального закона о государственном агентстве по управлению муниципальным долгом. По словам первого вице-мэра Москвы Юрия Росляка, в июне документ будет представлен правительству. Законопроект предполагает, что муниципалитеты смогут занимать на долговом рынке по единой ставке, предварительно подписав договор с агентством. Собрав заявки с нескольких городов, агентство занимает на организованном рынке сразу крупную сумму. Затем, оставив себе небольшую маржу, передает деньги муниципалитетам. “Это существенно удешевит для них заимствования”, – уверены авторы законопроекта. После реформы межбюджетных отношений города остро нуждаются в деньгах, а агентство “превратит мелкие займы в крупные высоколиквидные выпуски облигаций” и станет “институтом преодоления экономической неравномерности положения муниципалитетов”, говорится в пояснительной записке. По оценкам авторов, уже в начале деятельности оно сможет выпустить облигаций на 15–20 млрд руб.

Привлеченные деньги нельзя будет использовать на покрытие кассовых разрывов – только на инвестпроекты. По мнению руководителя Москомзайма Сергея Пахомова, агентству нужны будут такие же госгарантии, как у Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию. “При их отсутствии разнобой в экономическом развитии регионов затруднит его работу”, – считает он. По его словам, в Минфине идею Москвы не отвергают. Получить подтверждение в министерстве не удалось.

Долговое агентство – не изобретение Москвы. Похожие институты работают в Скандинавских странах и Нидерландах, и благодаря им инвесторы избегают крупных финансовых рисков, а стоимость заимствований для западноевропейских муниципалитетов снижается, говорят авторы законопроекта. “Неплохая идея, но надо будет посмотреть на детали”, – говорит Савельев из Владимира. Слабым муниципалитетам будет выгодно войти в пул: они смогут занимать на более длинные сроки и по более низкой ставке, чем сейчас, считает аналитик банка “Траст” Николай Подгузов. “Если собрать все муниципальные займы в единое целое, получится более ликвидный актив”, – соглашается аналитик “Тройки Диалог” Александр Кудрин. В то же время сильным городам незачем будет подписывать договор с агентством: например, Москва сейчас могла бы выпустить пятилетние облигации под 7% годовых, а ставка для агентства была бы выше, добавляет он.

Москва не собирается присоединяться к агентству, пояснил Пахомов. “Мы даем интеллектуальные ресурсы, опыт и знание рынка”, – говорит он. Такую же позицию могут занять и другие яркие муниципалитеты, опасается аналитик “Ренессанс Капитала” Петр Гришин. “Если даже слабые муниципалитеты дружно придут в агентство, средний кредитный риск все равно останется высоким и ставки упадут несущественно”, – полагает он. Кроме того, присоединение к агентству наверняка потребует высокого уровня бюджетной дисциплины и прозрачности формирования расходов и не все города с этим справятся, добавляет Кудрин.